Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Основной идеей и целью законопроекта является создание правовых условий для совершения сделок, предусматривающих обязанность стороны (сторон) уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса валют, процентов (значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей) либо от наступления обстоятельства, относительно которых наступит оно или нет (далее - производные финансовые инструменты). Задачей законопроекта является решение проблемы судебной защиты прав и интересов сторон таких сделок.
Торговля производными финансовыми инструментами международных финансовых рынках имеет огромное экономическое значение. Все большее число предприятий, причем не только крупных, но и средних, используют эти инструменты в целях управления рисками. На конец 2003 г. общая номинальная сумма заключенных внебиржевых производных финансовых инструментов составляла приблизительно 197,2 трлн. долларов США., а биржевых инструментов - 52,79 трлн. долларов США. Общий оборот биржевых контрактов - производных финансовых инструментов, по данным Банка международных расчетов, составил с 1 апреля 2003 г. по 1 апреля 2004 г. свыше 874,1 трлн. долларов США. Участниками рынка производных финансовых инструментов являются частные и институциональные инвесторы, торговые и промышленные предприятия, органы государственной власти, а также финансовые организации и посредники. Благодаря использованию таких инструментов предприятия - конечные пользователи решают задачи по управлению рисками (сделок страхования рисков, или хеджирования).
Макроэкономическое значение рынка производных финансовых инструментов состоит в функции: выявления и распределения рисков, а также в его воздействии на процесс ценообразования на рынке базисного актива - товаров, ценных бумаг, процентных ставок и т.д. Участники рынка базисного актива могут получить достоверную информацию относительно его будущей цены, необходимую для решения своих производственных, торговых или стратегических задач.
Формирование российского финансового рынка также идет по пути внедрения производных финансовых инструментов, позволяющих расширить рынок, повысить его стабильность, способствовать этим обращению и сохранению капиталов в стране. Так, суммарный объем торгов производными финансовыми инструментами на всех торговых площадках России за текущий период 2005 г. составил около 13 млрд. долларов США. Но эта цифра является незначительной в сравнении с объемом рынка производных финансовых инструментов в других стратах#. Так, на начало апреля 2004 г. номинальная стоимость производных финансовых инструментов, которые находились в портфелях только немецких банков не включая их зарубежные дочерние структуры и филиалы, равнялась примерно 913 млрд. долларов США. Динамика основных показателей срочного рынка FORTS фондовой биржи РТС показывает, что за период с 1 июля 2001 г. по 1 октября 2005 г. среднедневной объем торгов вырос почти до 200 тыс. контрактов, а среднедневной размер открытых позиций почти до 2.6 млн. контрактов.
Подавляющее большинство заключаемых на российском организованном срочном рынке составляют фьючерсы на акции с поставкой, которые завершаются поставкой ценных бумаг. При этом в настоящее время ни одна российская биржа не осуществляет торговлю производными финансовыми инструментами, базовым активом которых являются акции и исполнение по которым связано исключительно с расчетами денежными средствами между сторонами. Это обстоятельство, в первую очередь, связано с тем, что такие производные финансовые инструменты не обладают судебной защитой.
В тоже время рынок внебиржевых производных финансовых инструментов в России практически отсутствует. Если на организованном рынке сама система торговли позволяет снизить риски неисполнения обязательств участниками торгов, то на внебиржевом рынке отсутствуют механизмы, направленные на снижение рисков участников таких торгов. Отсутствие судебной защиты по производным финансовым инструментам привело к тому, что российские участники рынка вынуждены заключать внебиржевые производные финансовые инструменты на западных рынках, где такая защита предоставляется. Кроме того, невозможность хеджирования рисков в России в силу отсутствия судебной защиты приводит к тому, что зарубежные инвесторы, для которых хеджирование рисков является обязательным, отказываются участвовать в торговле базовыми активами на российских рынках. Это также является одной из причин почему торговля ценными бумагами российских эмитентов перемещается на торговые площадки западных бирж.
Важность и значительность производных финансовых инструментов уже нашла некоторое отражение в российском законодательстве. Так, частью второй Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности налогообложения "финансовых инструментов срочных сделок". В соответствии со статьей 301 Налогового кодекса РФ под финансовыми инструментами срочных сделок (сделок с отсрочкой исполнения) понимаются соглашения участников срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки. Признаки соответствующих сделок содержатся также в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" (статья 13).
Сделки, являющиеся производными финансовыми инструментами, имеют различную правовую природу, в связи с чем, в зависимости от своего содержания, они подпадают под признаки ряда гражданско-правовых договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. В целом все такие сделки могут быть разделены на два вида: сделки с переходом права собственности на базисный актив (поставочные производные финансовые инструменты) и сделки, исполнение по которым осуществляется исключительно путем выплаты ценовой разницы (расчетные производные финансовые инструменты).
Поставочные производные финансовые инструменты, являясь по своей природе договорами купли-продажи или мены с отложенным сроком исполнения, обладают всей полнотой судебной защиты, предусмотренной законодательством для данного вида договоров. Расчетные производные финансовые инструменты отвечают признакам сделок пари и в соответствии со статьей 1062 Гражданского кодекса не подлежат судебной защите.
На этом основании различные судебные инстанции неоднократно отказывали в судебной защите прав сторон сделок, являющихся расчетными производными финансовыми инструментами. В постановлении от 08.06.1999 N 5347/98 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал обоснованным квалификацию указанных сделок в качестве разновидности игровых сделок, которые действующее законодательство не регулирует и не содержит указаний на предоставление подобным сделкам судебной защиты.
Однако Конституционный Суд РФ в определении от 16.12.2002 N 282-О указал, что отказ в судебной защите требований из соответствующих сделок может в ряде случаев оказаться в противоречии с принципом свободы предпринимательской деятельности, принципом свободы договоров, закрепленным в статье 421 Гражданского кодекса РФ. Конституционный Суд РФ отметил, что вопрос о том, является ли сделка пари или нормальной предпринимательской сделкой, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств дела. Между тем, Конституционный Суд РФ по существу признал то, что законодательство не содержит признаков, которыми суды могут руководствоваться при вынесении такого решения, и указал на необходимость дальнейшего регулирования соответствующих отношений.
Для устранения существующего пробела в законодательстве законопроект предполагает внесение в Гражданский кодекс РФ изменений, позволяющих осуществить четкое разделение подлежащих и не подлежащих судебной защите сделок, отвечающих признакам пари, и, тем самым, обеспечить судебную защиту как биржевым, так и внебиржевым сделкам, являющимся расчетными производными финансовыми инструментами.
В то же время, учитывая то обстоятельство, что производные финансовые инструменты являются разновидностью алеаторных сделок, законопроектом предлагается ограничить круг сделок пари, которым предоставляется судебная защита, определенным субъектным составом. Представляется целесообразным распространять на соответствующие сделки пари судебную защиту только в случае, если хотя бы одной из сторон по такой сделке является юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление банковских операций или операций на рынке ценных бумаг. Деятельность указанных юридических лиц тесно связана с совершением сделок, признаваемых производными финансовыми инструментами, и при этом подчиняется специальному регулированию и надзору. Участие соответствующих юридических лиц в таких сделках в качестве хотя бы одной из сторон позволит снизить риски на данном финансовом рынке.
Кроме того, с целью защиты физических лиц, которые в основной своей части являются непрофессиональным инвесторами и не в состоянии оценить риски, связанные с заключением сделок на срочном рынке, законопроектом предлагается ограничить ответственность физических лиц по таким сделкам размером денежных средств, переданных ими в обеспечение исполнения обязательств по таким сделкам.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных изменений в законодательстве Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.