Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 8 ноября 2005 г. N вн 2.2-1/3297
"По проекту федерального закона N 217355-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" и Федерального закона "О персональных данных", внесенному Правительством Российской Федерации" (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Поскольку текст рассматриваемого законопроекта неразрывно связан с тем регулированием, которое будет предусмотрено в проектах федеральных законов "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" и "О персональных данных", то по мере их уточнения внесение соответствующих изменений потребуется и в рассматриваемый законопроект.
Так, например, в связи с замечаниями по проекту федерального закона "О персональных данных" и возможным изменением его текста (см. замечания относительно упоминания информационных систем и их регистрации, термина "особые категории персональных данных", о соотношении "сбора" и "обработки" персональных данных) внесение соответствующих изменений потребуются в статьи 1, 6, 12, 13, 23 и др. рассматриваемого законопроекта.
Обращает на себя внимание вопрос о том, что в одних случаях, касаясь персональных данных, дается отсылка к законодательству Российской Федерации о персональных данных, а в других - к законодательству Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации (см., например, пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 15).
Положения подпункта "б" пункта 2 статьи 12 об отнесении сведений о профсоюзной деятельности работника к особым категориям персональных данных не согласуется с положениями статьи 9 проекта федерального закона "О персональных данных"
Законопроектом (статья 8) предлагается внести изменение в статью 5 Федерального закона "О статусе военнослужащих", дополнив ее новым пунктом 4, предусматривающим право военнослужащего знать о содержании персональных данных, обрабатываемых в информационных системах федерального органа исполнительной власти, в которой он проходит военную службу. Однако указанное изменение не является предметом статьи, регулирующей защиту свободы, чести и достоинства военнослужащих, поэтому данную норму предлагается оформить в виде самостоятельной статьи в федеральном законе.
Обращаем внимание, что в статье 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности", имеется пункт "м", предусматривающий право органов федеральной службы безопасности получать информацию, необходимую для выполнения возложенных на данные органы обязанности, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности. В связи со сказанным полагаем возможным внести в пункт "м" необходимые изменения или изложить его в новой редакции, а не дополнять статью 13 Федерального закона новым пунктом (см. статью 2 проекта).
В новой редакции статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 1 статьи 11 проекта) предусматривается ответственность за нарушение порядка сбора и обработки персональных данных, установленного законом.
Однако в проекте федерального закона "О персональных данных" (в частности, части 1 статьи 3 и части 3 статьи 13 данного проекта) определено, что особенности обработки персональных данных, осуществляемой без применения средств автоматизации (см. абзац первый статьи 13.11 Кодекса в новой редакции), и отдельные аспекты обработки персональных данных с применением средств автоматизации (абзац третий статьи 13.11 Кодекса в новой редакции) могут быть установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть подзаконными актами. Таким образом, оговорка "установленного законом" необоснованно сужает круг норм, нарушение которых повлечет за собой административную ответственность.
Обращаем внимание, что согласно действующей редакции Кодекса составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11, не отнесено к компетенции ни одного административного органа - данные дела возбуждаются только прокурором (статья 28.4 Кодекса). С наделением уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных правом составлять протоколы по данным делам (пункт 2 статьи 11 проекта) статью 13.11 следует из статьи 28.4 исключить, поскольку концепцией Кодекса не предусмотрена возможность возбуждать дела об административных правонарушениях одновременно прокурором и должностным лицом административного органа. Требует дополнительного рассмотрения и вопрос о размерах налагаемых штрафов.
По законопроекту имеются также следующие замечания, касающиеся юридической техники его исполнения.
В абзацах первых всех статей в указании источников официального опубликования обозначение статьи и ее номер необходимо писать с пробелом.
1. В статье 1 слова "статьи 41.2" заменить словами "статьи 41.2".
2. Абзац первый статьи 2 оформить следующим образом:
Часть первую статьи 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1, ст. 9; 2003, N 2, ст. 156; N 27, ст. 2700) дополнить пунктом "д.1" следующего содержания:
3. В статье 3 в источниках официального опубликования слова "; 2005, N 19, ст. 1755" исключить.
4. Статью 4 оформить следующим образом:
Статья 4
В пункте 2 статьи 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2005, N 13, ст. 1078) слово "баз" заменить словом "систем", дополнить словами "в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных".
5. Статью 5 оформить следующим образом:
Статья 5
В пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340; 2001, N 44, ст. 4149; 2003, N 17, ст. 1553; N 50, ст. 4855) слова "к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат" заменить словами "к информации, доступ к которой ограничен федеральным законом", дополнить предложением следующего содержания: "Лица, имеющие доступ к этой информации, обязаны обеспечивать ее конфиденциальность, кроме случаев, определенных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.".
6. Статью 6 оформить следующим образом:
Статья 6
Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 40, ст. 3987) следующие изменения:
1) в статье 8:
а) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"идентификатор персональных данных.";
б) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Сбор, обработка...(далее по тексту)...законами.";
2) абзац пятый пункта 1 статьи 10 после слов "об изменении" дополнить словами "фамилии, имени, отчества, даты и места рождения,";
3) статью 36 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Порядок...(далее по тексту)...служба.".
7. Абзац первый статьи 8 оформить следующим образом:
Статью 5 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
8. В статье 10:
пункты 2 и 3 объединить и считать пунктом 2, оформив его следующим образом:
2) в статье 4:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Государственная ... (далее по тексту)... данных.";
б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. При формировании... (далее по тексту)... данных.";
пункт 4 считать пунктом 3 и оформить его следующим образом:
3) в пункте 2 статьи 7:
а) абзац первый после слов... (далее по тексту)... данных,";
б) абзац второй дополнить предложением...(далее по тексту)...данных.";
пункт 5 считать пунктом 4 и в нем слова "после слов "Правительством Российской Федерации" исключить.
9. В статье 11:
в статье 13.11, излагаемой в новой редакции, необходимо пронумеровать части и последний абзац "подтянуть" к абзацу четвертому статьи 13.11;
пункт 1 оформить следующим образом:
1) статью 13.11 изложить в следующей редакции:
"Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора и обработки персональных данных
1. Нарушение установленного законом порядка сбора и обработки персональных данных -
влечет ... (далее по тексту) ... труда.
2. Нарушение установленного законом порядка сбора и обработки персональных данных с использованием технических средств -
влечет...(далее по тексту)...на должностных лиц - от десяти до пятидесяти...(далее по тексту)...или без таковой; на юридических лиц - от ста до двухсот...(далее по тексту)...или без таковой.";
Обращаем внимание, что законопроектом N 245944-3 часть 2 статьи 28.3 дополняется пунктом 83.
абзац первый пункта 2 оформить следующим образом:
2) часть 2 статьи 28.3 дополнить пунктом 86 следующего содержания:
в пункте 3 слова "пожарной безопасности" заменить словами "пожарной безопасности,".
10. В статье 12:
в пункте 2:
в подпункте "а" слово "подпункте" заменить словом "пункте";
в абзаце первом подпункта "б" слово "подпункт" заменить словом "пункт";
в пункте 3 слова "после слов "настоящего Кодекса" исключить.
11. В статье 13:
пункт 1 оформить следующим образом:
1) пункт 2 дополнить предложением следующего содержания: "В заявлении ... (далее по тексту)... данных.";
абзац первый пункта 2 оформить следующим образом:
2) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
12. Абзац первый статьи 14 оформить следующим образом:
Статью 22 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2005, N 30, ст. 3114) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
13. Пункт 3 статьи 18 оформить следующим образом:
3) в подпункте 2 пункта 6 статьи 34 слова "указанную деятельность;" заменить словами "указанную деятельность.", дополнить словами "При обработке персональных данных уполномоченных...(далее по тексту)...персональных данных;";
14. В статье 19:
пункт 1 оформить следующим образом:
1) подпункт 7 пункта 1 статьи 2 признать утратившим силу;
в пункте 4 слова "после слов "проводимых выборов" исключить.
15. Статью 22 оформить следующим образом:
Статья 22
В абзаце первом части 4 статьи 20 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4434) слово "разрешения" заменить словом "согласия".
16. В статье 23:
в пункте 1:
абзац первый оформить следующим образом:
1) в части 1:
в абзаце первом подпункта "б" слово "подпункт" заменить словом "пункт";
в подпунктах "в", "г" и "д" слово "подпункте" заменить словом "пункте";
пункт 2 оформить следующим образом:
2) в части 2 слово "получение", слова "и передачу" исключить.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.