Комментарий к письму Федеральной налоговой службы
от 23 декабря 2005 г. N ШТ-6-06/1084 "О документах, подтверждающих
перемещение товара с территории республики Беларусь на территорию
Российской Федерации в форме международных почтовых отправлений,
пересылаемых в рамках международного почтового обмена"
Опубликованное письмо будет интересно российским импортерам, которые получают товары от белорусских поставщиков по почте. Налоговые специалисты разъяснили, какими документами в данном случае можно подтвердить перемещение товаров через границу.
При ввозе белорусских товаров НДС должен заплатить российский покупатель (п. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 15.09.2004). Сделать это нужно до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товар был принят к учету. В этот же срок импортеры представляют в инспекцию декларацию по косвенным налогам (НДС и акцизам). Одновременно с декларацией российский покупатель должен подать в налоговую заявление о ввозе товара и прочие бумаги, установленные пунктом 6 раздела I приложения к Соглашению. В их число входят и транспортные документы, подтверждающие перемещение товара из Белоруссии.
Получив данный пакет документов, инспекторы в течение 10 дней проведут камеральную проверку и, если никаких нарушений нет, проставят отметку на заявлении о ввозе (приказ Минфина России от 20.12.2005 N 3н). В свою очередь этот документ с отметкой налоговой необходим импортеру для того, чтобы принять к вычету ранее уплаченный НДС. Такие разъяснения дают сотрудники Федеральной налоговой службы в письме от 02.03.2005 N 167.
Таким образом, без представления транспортных документов российский импортер фактически не сможет получить вычет. Что же это за документы?
В случае когда доставка товара производится автомобильным, железнодорожным или авиатранспортом, ситуация ясна. Так, например, налоговые работники в письме УФНС России по Московской области от 11.04.2005 N 21-25/8128 указали, что вид транспортного документа, который нужно подать в инспекцию для подтверждения ввоза товаров, зависит от того, как совершена перевозка. Если это самолет, необходимо представить международную авиационную накладную, если поезд - транспортную железнодорожную накладную, а в случае, когда товар был перевезен автотранспортом, - товарно-транспортную накладную (ТТН) или ее международный эквивалент (CMR).
Но существует и другой способ доставки товаров - почтовая пересылка, осуществляемая в рамках международного почтового обмена. Вопрос о том, какие именно документы следует представлять в данном случае, до выпуска комментируемого документа оставался без ответа.
В своем письме специалисты ФНС разъясняют, что при пересылке белорусских товаров в рамках международного почтового обмена транспортные документы вполне можно заменить на почтовые. Это не противоречит условиям пункта 6 раздела I приложения к Соглашению.
Формы почтовых документов, используемых в данном случае, указаны в пункте 3 Правил, утвержденных приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1381. К их числу относят, например, посылочную карту.
Таким образом, инспекторы при получении в качестве транспортных документов почтовые не вправе отказать организации в проставлении отметки на заявлениях о ввозе товаров. А значит, у российских импортеров, которые получают белорусские товары в рамках международного почтового обмена, проблем с вычетом НДС из-за способа доставки не будет.
В.А. Шеина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.