Могут ли отказать в государственной регистрации акционерного общества, создаваемого путем реорганизации, при отсутствии в представленном заявлении по форме N Р12001 листов приложений со сведениями об участниках - физических лицах? Каковы особенности государственной регистрации акционерного общества, если в его состав входит путем слияния общество с ограниченной ответственностью? Надо ли сообщать налоговому органу сведения о держателях реестра акционеров открытых и закрытых акционерных обществ?
При представлении в регистрирующий орган сведений об участниках акционерного общества для государственной регистрации этого общества путем реорганизации читателям журнала необходимо иметь в виду, что понятие "учредитель" может быть применено только к обществу, созданному путем учреждения. Понятие "учредитель" не может применяться в отношении общества, созданного в результате реорганизации.
Учитывая, что в ЕГРЮЛ содержатся сведения о держателях реестров акционеров, а сведения об участниках (акционерах) акционерных обществ отсутствуют, сведения об участниках акционерного общества, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган не представляются. Следовательно, вынесение отказа в государственной регистрации акционерного общества, создаваемого путем реорганизации, при отсутствии в представленном заявлении по форме N Р12001 листов приложений со сведениями об участниках - физических и (или) юридических лицах неправомерно.
Что касается регистрации реорганизации юридических лиц, имеющих разные организационно-правовые формы, читателям журнала необходимо обратить внимание на следующее.
Законодательством не предусмотрена возможность реорганизации (слияния, разделения, выделения, присоединения) юридических лиц разных организационно-правовых форм, например слияние акционерного общества с обществом с ограниченной ответственностью. Данное положение нашло отражение в п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах".
Следовательно, при представлении в регистрирующий орган документов для регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния акционерного общества с обществом с ограниченной ответственностью, либо для внесения записи о прекращении деятельности присоединенного акционерного общества в случае, если вышеуказанное юридическое лицо присоединяется к обществу с ограниченной ответственностью, регистрирующий орган выносит решение об отказе. В данном случае если решение о реорганизации и передаточный акт по сути оговаривают слияние акционерного общества с обществом с ограниченной ответственностью, признается, что такое решение и акт содержат противоречащие законодательству положения. В связи с этим вышеуказанные документы считаются не представленными в регистрирующий орган.
Что касается внесения в ЕГРЮЛ сведений о держателе акционеров акционерного общества, необходимо отметить следующее. В соответствии с подпунктом "д" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а также о держателях реестров акционеров.
Следовательно, в ЕГРЮЛ необходимо вносить сведения о держателях реестра акционеров акционерных обществ независимо от их типа, в том числе в случае, если держателем реестра акционеров является само общество.
Согласно письму МНС России от 18.02.2004 N 09-0-10/685@ "К вопросу о порядке внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об учредителях (участниках) юридического лица, сведений о держателях реестра акционеров акционерных обществ" в случае непредоставления открытым акционерным обществом в течение месяца после его государственной регистрации сведений о держателе реестра акционеров регистрирующий (налоговый) орган вправе привлечь должностных лиц юридического лица к административной ответственности за непредоставление сведений на основании п. 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Вместе с тем необходимость внесения в ЕГРЮЛ сведений о держателях реестров акционеров акционерных обществ возникла только с 1 января 2004 года.
С учетом вышеизложенного регистрирующий орган не вправе требовать представления для внесения в ЕГРЮЛ сведений о держателях реестров акционеров акционерных обществ, созданных до 1 января 2004 года. Следовательно, применение мер административной ответственности в отношении вышеуказанных юридических лиц неправомерно.
В протоколе об административном правонарушении регистрирующие органы должны указывать подпункт "д" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, п. 3 ст. 44 Закона N 208-ФЗ в качестве ссылки на нормативные акты, регламентирующие, что акционерные общества обязаны в течение месяца после регистрации создания представить сведения о держателе реестра акционеров.
Учитывая, что согласно ст. 65 Закона N 208-ФЗ к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) относится утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним, требование о представлении сведений о держателе реестра акционеров в течение месяца после регистрации акционерного общества является правомерным.
Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 января 2006 г.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1