Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 января 2006 г. N КА-А40/13313-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2005 г.
Открытое акционерное общество "Мосэнерго" (далее - ОАО "Мосэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве (далее - ИФНС N 30 по г. Москве) от 17.01.2005 г. N 10-15/3 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 3 августа 2005 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2005 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом арбитражные суды исходили из несоответствия оспариваемого решения положениям статей 236 и 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ИФНС N 30 по г. Москве подала кассационную жалобу в которой поставлен вопрос об их отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению лица, подавшего кассационную жалобу, обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, от ОАО "Мосэнерго" в суд кассационной инстанции не поступал.
ОАО "Мосэнерго" надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы в судебное заседание своих представителей не направило.
В судебном заседании представитель ИФНС N 30 по г. Москве поддержал доводы кассационной жалобы по мотивам изложенным в ней.
Проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Как следует из установленных судом фактических обстоятельств, по результатам камеральной проверки ИФНС N 30 по г. Москве вынесено от 17.01.2005 г. N 10-15/3 о привлечении ОАО "Мосэнерго" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неправильном исчислении и неполной уплате единого социального налога. По мнению налогового органа налогоплательщик, не включил в налогооблагаемую базу объект налогообложения - сумму премий, а также оплаты труда за руководство производственной практикой работникам в сумме 1079116 руб. 94 коп., что повлекло за собой занижение единого социального в сумме 152154 руб. 81 коп. за 9 месяцев 2004 года.
Признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о его несоответствии статьям 236 и 270 НК РФ и нарушающими права и охраняемые законом интересы ОАО "Мосэнерго" в сфере предпринимательской деятельности.
Статьей 237 НК РФ установлено, что налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ (в редакции закона, действующей в проверяемый период) объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 3 этой статьи указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Следовательно, из приведенных выше положений пункта 3 статьи 236 НК РФ следует, что налогоплательщик либо относит произведенные им выплаты работникам на уменьшение базы, облагаемой налогом на прибыль, и, соответственно, уплачивает налог на прибыль в меньшем размере, либо производит эти выплаты за счет чистой прибыли и уплачивает единый социальный налог в меньшем размере.
При определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) (пункт 21 статьи 270 НК РФ).
На основании изложенного, арбитражные суды пришли к правильному выводу о правомерности не включения налогоплательщиком в объект налогообложения единого социального налога выплаты, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, и, следовательно, уплате налога своевременно и в полном объеме.
В силу пункта 3 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, не относятся к объектам налогообложения по ЕСН.
Налоговым органом не оспаривается факт выплаты вознаграждений за счет прибыли ОАО "Мосэнерго". Следовательно, не отнеся соответствующие выплаты к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в спорный период, налогоплательщик правомерно не включило данные выплаты в базу по единому социальному налогу.
Довод ИФНС N 30 по г. Москве о том, что ОАО "Мосэнерго" обязано было включать спорные премии в фонд оплаты труда, обоснованно признан судебными инстанциями несостоятельным.
Исходя из буквального толкования положений пункта 3 статьи 236 НК РФ налогоплательщик вправе предусмотреть выплаты (вознаграждения) работникам, которые не входят в фонд оплаты труда и не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, то есть производить эти выплаты из чистой прибыли, что и было осуществлено ОАО "Мосэнерго".
Таким образом, судебные инстанции обоснованно признали, что исчисление единого социального налога за 9 месяцев 2004 года произведено ОАО "Мосэнерго" в соответствии со статьями 236, 237 НК РФ, и признали оспариваемое решение Инспекции недействительным.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, сводятся к иной трактовке главы 24 НК РФ, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176 и 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 3 августа 2005 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2005 г. N 09АП-11197/05-АК по делу N А40-23505/05-129-190 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 января 2006 г. N КА-А40/13313-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании