Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 января 2006 г. N КА-А40/13837-05-П
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2006 г.
ЗАО "РНТ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения ИМНС РФ N 20 по ВАО г. Москвы от 28.09.2004 г. N 23 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в части нарушения ЗАО "РНТ" п.п. 6 п. 1 ст. 251 и п. 1 ст. 247 НК РФ.
Решением суда от 09.12.2004 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2005 г. решением суда первой инстанции от 09.12.2004 г. оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.06.2005 г. решение суда первой инстанции от 09.12.2004 г. и апелляционной инстанции 28.02.2005 г. отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении дела заявитель уточнил требования и просил признать незаконным решение ИМНС РФ N 20 по ВАО г. Москвы от 28.09.2004 г. N 23 в части: констатации того, что средства, полученные ЗАО "РНТ" в рамках оказания безвозмездной технической помощи РФ облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке; включения суммы выручки в размере 3 936 876 руб. в налогооблагаемую базу налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие 2004 года по строке 010, внесения исправлений в бухгалтерский учет.
Решением суда от 29.07.2005 г. заявление удовлетворено. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2005 г. решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИФНС N 20 по г. Москве содержится просьба об отмене судебных актов, принятии по делу нового судебного акта.
Основываясь на положениях ст. 706 Гражданского кодекса РФ, толковании условий договора подряда между компанией "Black and Yeatch International Co" и ЗАО "РНТ" по технической поддержке AICMS компания "Black and Yeatch International Co", Приказе командира войсковой части 31600 N 158 от 20 июня 2002 г., налоговый орган считает, что возможность применения в отношении заявителя норм ст. 7 Налогового кодекса РФ исключается, поскольку Общество не является ни получателем средств технической помощи, ни подрядчиком, обязано уплачивать налоги в соответствии с законодательством РФ.
Общество в отзыве на жалобу и его представители в судебном заседании возражали против доводов жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции установил следующее.
По результатам камеральной проверки Инспекцией налоговой декларации по налогу на прибыль за первое полугодие 2004 г. и документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот, вынесено решение от 28.09.2004 г. N 23 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налоговым органом установлено нарушение заявителем п.п. 6 п. 1 ст. 251 и п. 1 ст. 247 НК РФ, повлекшее неправильное исчисление налоговой базы.
В решении отмечено, что в представленной ЗАО "РНТ" декларации за первое полугодие 2004 г. по строке 010 отражен доход от реализации в сумме 65 757 545 руб. и не отражены доходы в рамках оказания безвозмездной технической помощи (содействия) Российской Федерации. При этом, выручка от выполнения работ составила 3 936 875,78 руб. (по договору N 00-065-98613/1061 от 17.07.2001 г. на сумме 338 380,23 руб., и по договору N 00-065-98613/1415 от 31.07.2003 г. на сумму 3598495,55 руб.).
Налоговый орган указал, что в налогооблагаемую базу налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие 2004 г. по строке 010 следует включить сумму полученного дохода за оказание безвозмездной технической помощи (содействия) Российской Федерации в размере 3 936 876 руб. (по строке 020 - себестоимость выполненных работ составила 3 042 772 руб., по строке 030 - прочие доходы в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) в размере 79 005 руб., по строке 040 - прочие операционные расходы в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) в размере 10 295 руб.
Налогоплательщику предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
В обоснование изложенных выводов налоговый орган сослался на п.п. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ, ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации", указав, что, поскольку, в соответствии с удостоверением N 584 "О признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью", получателем средств является Министерством обороны РФ (в/ч 31600), ЗАО "РНТ" не вправе пользоваться освобождением от уплаты налога на прибыль.
Признавая решение Инспекции незаконным в оспариваемой части, суды руководствовались теми же нормами, что и налоговый орган, применительно к фактическим обстоятельствам и п. 1 ст. 10, ст. 11 Соглашения между США и Российской Федерацией от 17.06.1992 г. и исходили из того, что Общество подтвердило право на освобождение от уплаты налога на прибыль, тогда как правовая позиция налогового органа не соответствует действующему законодательству и представленным Обществом доказательствам.
Выводы судов правильны.
В соответствии со ст. 7 Налогового кодекса РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
17.06.1999 г. между Соединенными штатами Америки и Российской Федерацией заключено Соглашение относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия (далее Соглашение), в соответствии со статьей 3 которого каждая сторона назначает исполнительный орган для осуществления соглашения. Для США таким органом является Министерство обороны, для РФ, с учетом Протокола от 15-16.06.1999 г. к Соглашению - Министерство обороны РФ.
Согласно ст. 10 Соглашения США, их персонал, подрядчики и персонал подрядчиков не обязаны платить каких-либо налогов или аналогичных сборов Российской Федерации или любых ее органов в отношении деятельности, осуществляемой в соответствии с Соглашением.
Статьей 11 Соглашения предусмотрено освобождение от налогообложения товаров, услуг, приобретаемых в РФ Соединенными штатами Америки или от их имени при осуществлении Соглашения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные статьей 2 настоящего Федерального закона, предоставляются только при наличии удостоверения.
Удостоверением признается документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из содержания и смысла приведенных норм следует, что удостоверение подтверждает принадлежность средств к гуманитарной или технической помощи (содействию) и, как следствие, свидетельствует о заключении контракта с надлежащей стороной, а значит, служит доказательством реализации товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной технической помощи.
Согласно удостоверению N 584 с приложением перечня организаций, участвующих в выполнении работ по программе (позиции приложения N 18, 35, 38, 41), выданным комиссией по вопросам международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации от 25.01.2001 г. N 17 работы, выполняемые ЗАО "РНТ" работы по договорам от 17.07.2001 г. N 00-065-98613/1061, от 31.07.2003 г. N 00-053-1613/1415, относятся к технической помощи (содействию).
При этом, донором в удостоверении названо Министерство обороны США через компанию "Black and Yeatch International Co", получателем технической помощи - Министерство обороны РФ, а ЗАО "РНТ" определено как организация, участвующая в выполнении работ по предоставлению безвозмездной технической помощи.
В соответствии с п. 3 Приказа командира войсковой части 31600 N 158 от 20 июня 2002 г. компания "Black and Yeatch International Со" признана интегрирующим подрядчиком.
По смыслу договоров ЗАО "РНТ" с донором последний является генеральным координатором услуг подрядчика - ЗАО "РНТ" и содействует на безвозмездной основе обмену информацией между сторонами (ст. 6 и 9 договоров), то есть ЗАО "РНТ" является непосредственным исполнителем, а не субподрядчиком.
Подтверждением того, что именно ЗАО "РНТ" является участником "Программы относительно безопасных и надежных перевозки, хранения, уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия" служат также письма Посольства США от 24.08.2000 г., от 25.01.2001 г., от 21.01.2003 г. N 012-03.
Выполняемые Обществом работы непосредственно связаны с обеспечением защиты государственной тайны Российской Федерации. Правомочность проведения данных работ подтверждается наличием у Общества лицензий ФСБ, Гостехкомиссии России, Министерства обороны России.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что ЗАО "РНТ" действует в рамках соглашения между Российской Федерацией и США, являясь подрядчиком США и участником программы, а выполняемые работы относятся к технической помощи (содействию). Фактическим получателем денежных средств для реализации программы являлось ЗАО "РНТ", тогда как Министерство обороны получало результат оказываемой ЗАО "РНТ" услуги.
Действующее законодательство не содержит запрета на использование льготы при выполнении работ в рамках безвозмездной технической помощи, если контракт заключен с официальным представителем донора.
Данное обстоятельство в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации не может лишать налогоплательщика права на использование льготы.
Толкование налоговым органом ст. 25 договоров между ЗАО "РНТ" и компанией "Black and Yeatch International Co" в смысле обязательства ЗАО уплачивать за свой счет и нести ответственность за уплату всех положенных налогов противоречит буквальному значению содержащихся в указанной статье положений. Согласно названной статье Общество обязано самостоятельно урегулировать свой налоговый статус, что означает запрет на привлечение донора к судебным процедурам и иным действиям, связанным с претензиями налоговых органов, но не обязанность уплачивать налоги и сборы в отношении сумм, полученных при исполнении договора в рамках безвозмездной помощи.
С учетом изложенного кассационная инстанция находит необоснованными доводы налогового органа.
Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2005 г. по делу N А40-57071/04-108-343 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2005 г. N 09АП-11078/05-АК оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 20 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 января 2006 г. N КА-А40/13837-05-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании