Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 января 2006 г. N КА-А40/13661-05
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2006 г. N КА-А40/9062-06-П
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по г. Москве и Московской области от 15 июня 2004 г. N 183, ОАО "Московский коксогазовый завод" (далее - ОАО "Москокс") включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара (услуги по перевозке грузов на подъездных путях предприятий) более 35 процентов.
ОАО "Москокс" оспорило данный приказ в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27 сентября 2005 г., оставленным без изменения постановлением от 28 ноября 2005 г. N 09АП-12940/05-АК по делу N А40-27593/05-130-216 в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Московский коксогазовый завод" ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению лица, подавшего жалобу, суд неправильно применил Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также "Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.02.96 N 154.
В этой связи суд не исследовал вопроса о правильности определения антимонопольным органом границ товарного рынка. В то же время обжалуемым Приказом границы товарного рынка определены неправильно, не проведен анализ товарного рынка.
В заседании кассационной инстанции представители ОАО "Москокс" поддержали доводы жалобы.
Представитель Управления антимонопольного органа по г. Москве и Московской области возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе. В дело представлен письменный отзыв.
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, их доводы и соображения, проверив материалы дела и в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального законодательства, находит, что решение и постановление арбитражных судов, состоявшихся по делу N А40-27593/05-130-216 подлежат отмене по п. 3 ст. 287 АПК РФ в связи с тем, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольному органу предоставлено право формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35%. Названный Закон определяет товарный рынок как сферу обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории России или ее части, определяемой из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствие этой возможности за ее пределами.
При разрешении спора об оспаривании решения антимонопольного органа о включении ОАО "Москокс" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, суд не учел положения вышеназванного Закона, не проверил правильность определения антимонопольным органом границ товарного рынка, доли ОАО "Москокс" на товарном рынке, а также то, что представление таких доказательств является обязанностью антимонопольного органа.
Как следует из обстоятельств дела, при обращении ЗАО "Славнефть-Центрнефтепродукт" о нарушении ОАО "Москокс" антимонопольного законодательства, экспертной комиссией было установлено, что общество на рынке оказания услуг по перевозке грузов на подъездных путях предприятий занимает более 35%. При этом, как указано в решении, географические границы данного рынка услуг рассматривались в пределах участка железнодорожного пути, на котором ОАО "Москокс" занимает исключительное положение, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия рынка оказания услуг. Однако выводы суда из тех доказательств, которые имеются в деле, не вытекают.
Так, в соответствии с оспариваемым приказом географические границы товарного рынка определены от станции "Обменная" до станции "Заводская" Московской железной дороги.
Однако как определялись границы товарного рынка суд не проверил. Графическое изображение в материалах дела отсутствует.
Между тем, ОАО "Москокс" в подтверждение своих доводов о неправильном определении границ товарного рынка представило схему, из которой усматривается, что отрезок железнодорожного пути от ст. "Обменная" до ст. "Заводская" находится в другой стороне от ж/пути, ведущего к нефтебазе ЗАО "Славнефть-ЦНТ". Отрезок пути от ст. "Обменная" до ЗАО "Славнефть-ЦНТ" обслуживается ОАО "Гипсоббетон". В то же время, от станции "Обменная" до "Парка "А" имеется отрезок ж/пути, находящегося как в собственности ОАО "Гипсобетон", так и в собственности ОАО "Москокс".
Установив, что железнодорожный путь от станции "Обменная" до ст. "Заводская" находится в собственности ОАО "Москокс", суд не выяснил, почему в решении антимонопольного органа указано, что этот отрезок ж/пути принадлежит Московской железной дороге, не истребовал на этот счет соответствующие документы.
Поскольку заявитель оспаривает границы товарного рынка, кассационная инстанция, ввиду отсутствия надлежащих доказательств, лишена возможности проверить доводы жалобы, а представленное в суд кассационной инстанции графическое изображение схемы организации работы подъездных путей ОАО "Москокс", не было предметом судебного рассмотрения, принятые по делу судебные акты не могут быть признаны правильными и подлежат отмене.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, более тщательно исследовать доводы заявителя о том, что ОАО "Москокс" не работает в границах станций Московской железной дороги, что потребитель имеет возможность приобрести транспортные услуги как на ж/дорожном транспорте, так и на автомобильном, поскольку объект потребления находится в непосредственной близости от автомобильных дорог и имеет возможность покупать продукцию на Московской нефтеперерабатывающем заводе.
В этой связи суду в соответствии с понятием "товарного рынка", данном в вышеназванном законе надлежит установить законность действий антимонопольного органа о включении ОАО "Москокс" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке услуг более 35%.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 сентября 2005 г. и постановление от 28 ноября 2005 г. N 09АП-12940/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-27593/05-130-216 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы по первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 января 2006 г. N КА-А40/13661-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании