Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О некоторых вопросах применения статьей 43 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Законопроект дает официальное, имеющие# силу федерального закона, разъяснение вопросов применения статей 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в части включения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, в денежное довольствие для исчисления и пересмотра пенсий.
Необходимость принятия законопроекта обусловлена выявившимся отсутствием единообразного понимания правоприменителями порядка применения статей 43 и 49 названного Закона Российской Федерации.
Статья 43 указанного Закона Российской Федерации предусматривает включение месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, в денежное довольствие для исчисление пенсий военным пенсионерам. Порядок определения месячной стоимости продовольственного пайка установлен пунктом 11 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941. Указанные правовые нормы применялись в период с дня вступления указанного Закона Российской Федерации по 1999 год включительно, что не вызывало и по настоящее время не вызывает у кого-либо возражений. Однако, начиная с 2000 года федеральные органы исполнительной власти перестали применять установленный указанным Постановлением Российской Федерации порядок определения месячной стоимости продовольственного пайка. В денежное довольствие для исчисление пенсии включалась без надлежащего законного основания сумма в размере 600 рублей.
Одновременно с указанным Законом Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 22.01.1993 г. "О статусе военнослужащих" (утратил силу), а затем принятый 27.05.1998 г. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", абзац четвертый пункта 1 статьи 14 которых предусматривали выплату военнослужащим денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости. Размер денежной компенсации нормативно не регулировался и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 479-28 от 10.07.1992 года определялся службами Минобороны России, осуществлявшими продовольственное и финансовое обеспечение Вооруженных сил Российской Федерации.
В 2002 году Федеральным законом от 24.12.2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" законодательно было установлено, что выплата военнослужащим денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка осуществляется в размере 20 рублей в сутки. Для надлежащего законодательного установления этой нормы потребовалось этим же Федеральным законом приостановить действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", который предусматривал иной порядок расчета размера денежной компенсации. Аналогичная норма была принята и в Федеральном законе от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
По отношению к статье 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 законодательных норм по приостановлению ее действия никогда не принималось. Следовательно, порядок определения месячной стоимости продовольственного пайка, установленный пунктом 11 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941, сохраняет свою силу.
Пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации ошибочно стали руководствоваться нормами федеральных законов от 24.12.2002 года N 176-ФЗ и от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ при исчислении пенсий военнослужащим (ошибочность установлена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 г. N 429-О). При этом размер месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, принимался ими соответствующим размеру денежной компенсации взамен продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, и равным 600 рублям, что не установлено никаким законодательным или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Различие нормативно-правового смысла указанных понятий следует из различия их названий, из различия законодательных актов, которыми они установлены, а также различного порядка финансирования расходов федерального бюджета на исполнение обязательств государства по продовольственному обеспечению военнослужащих и пенсионному обеспечению граждан, уволенных с военной службы. Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" по разделу "Национальная оборона" функциональной классификации бюджетов Российской Федерации, а пенсионное обеспечение - в соответствии с Законом Российской Федерации от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ по разделу "Социальная политика".
Основанием для принятия предлагаемого законопроекта являются:
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П, в котором в пункте 2 (абзац четвертый) указанно# на возможность и порядок принятия нормативного правового акта, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона, разъяснение федерального закона;
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. N 9-П, в котором (абзац третий пункта 4.1) сформулирована в качестве требования к законодателю правовая позиция о необходимости точности и конкретности правовых норм, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
3. Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 г. N 429-О и от 15 февраля 2005 года N 18-0 и N 57-0, в которых на основе анализа законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации сделаны следующие выводы (пункт 4):
а) Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено, что:
для исчисления пенсий военным пенсионерам в денежное довольствие включается месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка;
б) правила исчисления и пересмотра пенсий лицам, проходившим военную службу, федеральным законодателем не изменялись, в том числе посредством приостановления действия устанавливающих эти правила норм названного Закона Российской Федерации;
в) понятие "денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим" отличается от понятия "денежное довольствие военнослужащих" и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам: увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе стоимости продовольственного пайка как конкретной формы продовольственного обеспечения военнослужащих, предполагает пересмотр пенсии.
4. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 октября 2001 г. N КАС 01-370, которым установлено, что по своему составу понятие "денежное довольствие для исчисления пенсии" отличается от понятия "денежное довольствие военнослужащих" и имеет самостоятельное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра, поэтому увеличение стоимости продовольственного пайка должно влечь одновременно с этим пересмотр пенсии.
Принятие законопроекта позволит добиться правильного и единообразного применения норм статей 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", восстановить законность и исключить впредь нарушение установленных законом прав граждан, уволенных с военной службы, снять социальное напряжение в обществе, вызванное неправильным применением норм закона.
Законопроект не изменяет финансовых обязательств государства и не предусматривает введение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О некоторых вопросах применения статьей 43 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Законопроект предусматривает разъяснение некоторых вопросов порядка применения норм действующего Закона Российской Федерации.
Законопроект не вводит и не отменяет налогов, не освобождает от их уплаты, не предусматривает выпуска государственных займов, не изменяет финансовых обязательств государства, не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О некоторых вопросах применения статьей 43 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
В связи с принятием данного федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.