Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 24 ноября 2005 г.
по проекту федерального закона N 56001-4 "О внесении изменений и дополнений в статьи 146, 251 и 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о налогообложении физкультурно-спортивных организаций и детско-юношеских спортивных школ; внесен депутатами Государственной Думы Н.В. Бурыкиной, И.И. Гильмутдиновым, Р.Г. Гостевым, С.А. Керимовым, Е.В. Кондаковой, П.В. Крашенинниковым, В.В. Кузиным, А.В. Митрофановым, В.С. Плескачевским, А.С. Фадзаевым, В.Б. Шестаковым),
первое чтение"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Предлагаются изменения норм глав 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие налоговые преференции при осуществлении операций, связанных с финансированием спортивных организаций. Как следует из пояснительной записки, целью законопроекта является увеличение финансирования физической культуры и спорта за счет внебюджетных источников. Учитывая имеющиеся в действительности проблемы с бюджетным финансированием, особенно в части детского и юношеского спорта, постановка вопроса о необходимости рассмотрения налоговых механизмов государственной поддержки в данной сфере представляется обоснованной.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается не признавать объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость получение физкультурно-спортивными организациями денежных средств (компенсационных выплат) в связи с переходами спортсменов из одной физкультурно-спортивной организации в другую. Реализация указанного предложения, по мнению авторов законопроекта, позволит физкультурно-спортивным организациям частично компенсировать расходы на подготовку спортсменов и финансировать осуществление своей уставной деятельности, в том числе обеспечение деятельности детско-юношеских школ. Следует отметить, что в законодательстве о физической культуре и спорте не определена правовая природа указанных компенсационных выплат, а в законодательстве о налогах и сборах не определены исчерпывающим образом особенности налогообложения операций, не относящихся к реализации товаров (работ, услуг), в связи с чем Комитет считает целесообразным ко второму чтению дополнительно рассмотреть данное предложение.
Пункт 2 статьи 1 законопроекта предполагает уточнение понятия целевых поступлений, установленного пунктом 2 статьи 251 НК РФ. Учитывая тот факт, что указанное понятие определено посредством закрытого перечня получаемого имущества, Комитет считает возможным согласиться с предлагаемым дополнением. Вместе с тем следует уточнить предложенные формулировки таким образом, чтобы ограничить сферу их деятельности только детско-юношескими спортивными организациями, исключив потенциальную возможность освобождения от налогообложения средств, получаемых в рамках профессиональной спортивной деятельности.
Аналогичное замечание следует сделать и в отношении предлагаемого дополнения перечня внереализационных расходов (пункт 3 статьи 1 законопроекта). Создание налоговых стимулов для финансирования физкультурно-спортивных организаций необходимо обуславливать социальной направленностью соответствующих положений, предусмотрев их применение только в случае направления средств на содержание детско-юношеских спортивных школ.
Кроме того, нуждается в уточнении статья 2 рассматриваемого законопроекта. В случае его принятия необходимо предусмотреть вступление в силу предлагаемых положений с 1 января 2007 года с тем, чтобы учесть установленные статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации особенности вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, а также необходимость учета соответствующих выпадающих доходов бюджетной системы при принятии федерального бюджета на очередной финансовый год.
По итогам рассмотрения Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 56001-4 "О внесении изменений и дополнений в статьи 146, 251 и 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.