Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по собственности от 15 декабря 2005 г. N 3.9-53/2
на проект федерального закона N 228270-4 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части моратория на лицензирование деятельности по производству и реализации игорного оборудования)
(внесен депутатом Государственной Думы И.Ю. Динесом)
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 228270-4 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" положение, устанавливающее до 1 июня 2006 года мораторий на лицензирование деятельности по производству и реализации специального игорного оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса. В связи с тем, что в настоящее время указанный вид деятельности подлежит лицензированию, законопроект предусматривает также придание ему обратной силы посредством распространения действия его положений на правоотношения, возникшие после 17 июля 2005 года - даты введения лицензирования указанного вида деятельности. При этом в качестве основания необходимости разработки законопроекта указываются отсутствие в настоящее время утвержденного Правительством Российской Федерации положения о лицензировании деятельности по производству и реализации специального игорного оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса, и отсутствие механизма контроля за соответствием деятельности предпринимателей лицензионным требованиям. В связи с тем, что по мнению автора законопроекта, формирование дополнительной ведомственной нормативной базы потребует значительного времени и "Правительству Российской Федерации необходимо определенное время, в течении которого должен быть определен правовой и организационный механизмы регулирования производства и рынка специального игрового оборудования" законопроектом предлагается "отложить введение в действие нормы о лицензировании" упомянутого вида деятельности до 1 июня 2006 года.
Комитет по собственности поддерживает концептуальный подход автора законопроекта к разрешению сложившейся ситуации в сфере лицензирования деятельности по производству и реализации специального игорного оборудования, вызванной тем, что до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждено положение о порядке лицензирования указанного вида деятельности. Вместе с тем, по мнению Комитета по собственности, текст внесенного депутатом Государственной Думы И.Ю. Динесом законопроекта содержит ряд недостатков и нуждается в существенной доработке.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена необходимость законодательного определения перечня видов деятельности, которыми предприниматели могут заниматься только на основании лицензии. Федеральным законом N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в указанный перечень включена деятельность по производству и реализации специального игорного оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса и с 17 июля 2005 года на всей территории Российской Федерации уже введено ее лицензирование. Таким образом, в течении 5 месяцев между всеми субъектами как упомянутой лицензируемой деятельности, так и деятельности, связанной с ней хозяйственными взаимоотношениями, действуют определенные гражданско-правовые отношения. При этом отсутствие соответствующего положения о лицензировании конкретного вида деятельности не освобождает предпринимателей от административной и уголовной ответственности за осуществление такого вида деятельности без наличия лицензии. В этой связи Комитет по собственности отмечает необходимость установить в законопроекте юридические последствия имевшего место полугодового применения правовой нормы Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части лицензирования производства игровых автоматов. В частности, следует указать - должны ли быть прекращены соответствующие гражданско-правовые отношения, возникшие после 17 июля 2005 года, уголовные и административные дела, возбужденные по фактам нарушения действующей в настоящее время правовой нормы и на каком основании это может быть сделано, а также кем и за чей счет будут компенсированы произошедшие издержки.
По мнению Комитета, необходимо дополнительно рассмотреть срок - до 1 июня 2006 года - на который предлагается отложить введение в действие нормы о лицензировании деятельности по производству и реализации специального игорного оборудования. Следует отметить, что подобный случай - длительной задержки со стороны Правительства Российской Федерации разработки и принятия подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" - не является единичным. В практике Комитета по собственности имел место прецедент, когда Правительство Российской Федерации не смогло утвердить положение о лицензировании деятельности по реализации лекарственных средств в течении более чем 3 лет. В этой связи нет никакой гарантии, что за оставшиеся 5 месяцев Правительство Российской Федерации успеет разработать и принять положение о лицензировании.
С учетом вышеизложенного, Комитет по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 228270-4 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" при условии существенной доработки ко второму чтению текста законопроекта в аспекте настоящего заключения и замечаний, изложенных в заключении Государственного правового управления Президента Российской Федерации.
Заместитель |
Е.И. Богомольный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.