Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 2:
а) абзац пятый изложить в следующей редакции:
"миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания или временного проживания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и за соблюдением ими срока временного пребывания;";
б) абзац восьмой после слов "либо визу" дополнить словами "и (или) миграционную карту";
в) абзац девятый после слов "не требующем получения визы, и" дополнить словами "получившее миграционную карту, но";
2) пункт 2 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на момент истечения указанных сроков ему продлены срок временного пребывания либо виза, либо ему выданы новая виза или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона.";
3) дополнить статьей 5.1 следующего содержания:
"Статья 5.1. Изменение срока временного пребывания
В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе увеличить до ста восьмидесяти суток или сократить установленный абзацем вторым пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации - в отношении отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан.";
4) в статье 6:
а) первое предложение пункта 1 дополнить словами ", если иное не установлено настоящим Федеральным законом";
б) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. В случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание либо ранее выданное ему разрешение на временное проживание было аннулировано, он вправе повторно подать в том же порядке заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения его предыдущего заявления о выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.";
в) дополнить пунктом 9 следующего содержания:
"9. Иностранный гражданин, временно проживающий в Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня истечения очередного года с даты получения разрешения на временное проживание, обязан лично подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа в сфере миграции) по месту получения им разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. В случае невозможности по объективным причинам (болезнь, командировка и т.п.) подать указанное уведомление в установленный срок, данный иностранный гражданин обязан направить указанное уведомление в установленном порядке по почте с предоставлением документов, подтверждающих факт невозможности личного присутствия при подаче указанного уведомления. Подача указанного уведомления осуществляется по предъявлении данным иностранным гражданином документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и его разрешения на временное проживание. Требование от данного иностранного гражданина иных документов или предоставления им дополнительных сведений, помимо подлежащих внесению в указанное уведомление, не допускается. В указанное уведомление вносятся следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество иностранного гражданина, временно проживающего в Российской Федерации;
2) место проживания данного иностранного гражданина;
3) место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года с момента получения им разрешения на временное проживание;
4) период нахождения данного иностранного гражданина вне пределов Российской Федерации в течение очередного года с момента получения им разрешения на временное проживание (с указанием государств выезда);
5) размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год с момента получения им разрешения на временное проживание.
Форма указанного уведомления устанавливается Правительством Российской Федерации.";
5) дополнить статьей 6.1 следующего содержания:
"Статья 6.1. Временное проживание иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
1. Разрешение на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном статьей 25.11 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы), выдается без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
2. Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:
1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание;
2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве,
3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
3. Форма заявления, указанного в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, и перечень сведений, которые должны в нем содержаться, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Отметка о принятии от иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание проставляется в его миграционной карте. Отказ в приеме указанного заявления не допускается, за исключением случаев, когда не предъявлен какой-либо из документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
5. Иностранный гражданин, указанный в пункте 1 настоящей статьи, обязан представить в принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:
1) документы, подтверждающие отсутствие у него наркомании, а также инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих - в течение одного месяца со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание;
2) свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию.
6. Руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, при наличии у иностранного гражданина документально подтвержденных уважительных причин вправе принять решение о продлении ему сроков представления документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
7. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, при получении заявления иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на временное проживание, направляет запросы в орган безопасности, налоговый орган, орган здравоохранения, которые обязаны в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса предоставить указанному территориальному органу информацию о наличии либо отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание, либо являющихся основанием для аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.
8. По представлении иностранным гражданином указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящей статьи документов, но не позднее чем через два месяца после подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание, принявший указанное заявление территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание по форме, установленной Правительством Российской Федерации, либо уведомление об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание, в котором должны быть указаны мотивированные причины такого отказа.
9. Постановления об отказе в выдаче иностранному гражданину, указанному в пункте 1 настоящей статьи, разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание принимаются, а соответствующие уведомления об указанных постановлениях направляются данному иностранному гражданину территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1-7, 10, 11, 13 и 14 статьи 7 настоящего Федерального закона.
10. Постановления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину, указанному в пункте 1 настоящей статьи, разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание могут быть обжалованы данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о вынесении указанного постановления. В период рассмотрения соответствующей жалобы данного иностранного гражданина он не утрачивает права на временное пребывание в Российской Федерации. Копии решения федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по соответствующей жалобе данного иностранного гражданина в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направляются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, вынесший обжалуемое постановление, и данному иностранному гражданину.
11. В случае, если федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, отменил постановления своего территориального органа об отказе в выдаче иностранному гражданину, указанному в пункте 1 настоящей статьи, разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание, указанный территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня отмены указанных постановлений выдает (восстанавливает) данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание.";
6) статью 7 дополнить подпунктом 14 следующего содержания:
"14) прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленные сроки документы, указанные в пункте 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона.";
7) в статье 8:
а) в пункте 5 слова "а также порядок перерегистрации вида на жительство" исключить, слово "утверждается" заменить словом "утверждаются";
б) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Иностранный гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации, обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином указанного уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и его вида на жительство. Требование от данного иностранного гражданина иных документов или предоставления им дополнительных сведений, помимо подлежащих внесению в указанное уведомление, не допускается.
В указанное уведомление вносятся следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество данного иностранного гражданина, временно проживающего в Российской Федерации;
2) место проживания данного иностранного гражданина;
3) место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года с момента получения им вида на жительство;
4) период нахождения данного иностранного гражданина вне пределов Российской Федерации в течение очередного года с момента получения им вида на жительство (с указанием государств выезда);
5) размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год с момента получения им вида на жительство.
Форма указанного уведомления устанавливается Правительством Российской Федерации".
8) в статье 13:
а) пункт 4 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:
"9) прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Условия осуществления указанными иностранными гражданами трудовой деятельности определяются статьей 13.1 настоящего Федерального закона.";
б) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.";
в) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. С учетом особенностей региональных экономических связей Правительство Российской Федерации может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:
1) иностранными гражданами, временно пребывающими в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которых им выданы разрешения на работу;
2) иностранными гражданами, временно проживающими в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которых им выданы разрешения на временное проживание.";
9) дополнить статьей 13.1 следующего содержания:
"Статья 13.1. Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
1. Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.
2. Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично, либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.
Одновременно с указанным заявлением представляются:
1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции направляет информацию о поступивших заявлениях иностранных граждан о выдаче им разрешений на работу в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами занятости населения.
3. Отказ в приеме от иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на работу не допускается, за исключением случаев не представления данным иностранным гражданином документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
4. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квоты на выдачу таких разрешений, если такая квота установлена Правительством Российской Федерации.
5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, указанного в пункте 1 настоящей статьи, заявления о выдаче ему разрешения на работу обязаны выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Разрешение на работу выдается лично иностранному гражданину по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Решение об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд.
6. Если разрешение на работу иностранному гражданину, указанному в пункте 1 настоящей статьи, выдано на срок более девяноста дней, он обязан в течение тридцати дней со дня получения такого разрешения представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, подтверждающие отсутствие у него наркомании, а также инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
7. Разрешение на работу иностранному гражданину, указанному в пункте 1 настоящей статьи, не выдается, а ранее выданное ему разрешение на работу аннулируется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом при наличии оснований, предусмотренных подпунктами 4, 5, 7, а в части аннулирования разрешения на работу - также подпунктом 10 пункта 9 статьи 18 настоящего Федерального закона.
8. Работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Порядок указанного уведомления и его форма устанавливаются Правительством Российской Федерации.
10) в статье 18:
а) абзац первый пункта 1 после слов "иностранным гражданам" дополнить словами ", за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы,";
б) абзац первый пункта 2 после слов "иностранного работника" дополнить словами ", за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы,";
в) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной в сфере миграции или его территориальным органом.";
г) подпункт 1 пункта 8 дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом";
11) дополнить статьей 18.1 следующего содержания:
"Статья 18.1. Особенности регулирования рынка труда иностранных работников
1. Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.
2. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, ее вклад в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
3. В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на осуществление трудовой деятельности как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
4. Квоты, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития и торговли.";
12) подпункт 3 пункта 1 статьи 19 дополнить словами ", если иное не установлено настоящим Федеральным законом";
14) наименование главы V изложить в следующей редакции:
"Глава V. Миграционный учет иностранных граждан и контроль за пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации";
15) главу V дополнить статьей 29.1 следующего содержания:
"Статья 29.1. Миграционный учет иностранных граждан
Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются к правоотношениям, связанным с осуществлением учета иностранных граждан, в части, не противоречащей указанному федеральному закону.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Проект федерального закона N 275919-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.