Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(законопроект вносится депутатами Государственной Думы Плигиным В.Н., Москалец А.П., Стрельниковым А.Н., Харитоновым А.Н., Митрофановым А.В.)
Законопроект направлен на упрощение миграционных процедур, связанных с получением статуса временно проживающего в Российской Федерации, механизмом трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также на совершенствование государственного регулирования рынка иностранной рабочей силы.
Ряд новелл законопроекта касается предоставления правовых преференций гражданам иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан. Новое регулирование в первую очередь затронет граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, составляющих самое значительное число как законных, так и нелегальных иммигрантов.
Предлагается установить возможность получения иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию, в порядке, не требующем получения визы, разрешений на временное проживание без учета квот на основании заявления с последующим, в течение месяца, предоставлением других необходимых документов. Закрепляется механизм обжалования решений об отказе в выдаче разрешений на временное проживание и об аннулировании ранее выданных разрешений. Четко определяется правовое положение иностранного гражданина в период рассмотрения поданной им жалобы.
Иностранные граждане, постоянно и временно проживающие в Российской Федерации, освобождаются от обязанности ежегодной перерегистрации.
Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами, прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу в десятидневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его получением обременении, но только при условии соответствия иностранного работника установленным законодательством обязательным требованиям к состоянию здоровья, профессии, специальности и квалификации.
Одновременно с упрощением миграционных процедур для иностранных граждан предусматривается дальнейшее развитие инструментов государственного регулирования в сфере миграции.
В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, Правительству Российской Федерации предоставляются полномочия по увеличению или сокращению установленного 90-суточного срока временного пребывания в Российской Федерации, как в целом, так и на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации для отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан. Данная мера может применяться в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия приоритетному трудоустройству граждан Российской Федерации, а также решения иных задач внутренней и внешней политики Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом дополнения существующего механизма установления трудовых миграционных квот обусловлены тем, что действующий механизм установления квот на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности не может рассматриваться как эффективный регулятор рынка труда. Указанные квоты не распространяются на самую многочисленную категорию трудовых мигрантов - граждан СНГ, имеющих право на безвизовый въезд в Российскую Федерацию. Кроме того, отсутствует возможность учета различий в качественных характеристик# мигрантов.
Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на федеральном и субъектовом уровне.
Квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации может устанавливаться Правительством Российской Федерации для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, потребности в привлечении иностранных работников, эффективности использования иностранной рабочей силы и ее вклада в экономику и социальную сферу Российской Федерации.
Указанная квота может устанавливается в зависимости от страны происхождения, профессии, специальности, квалификации, иных экономических и социальных характеристик отдельных категорий иностранных граждан и может быть распространена на всех иностранных работников, за исключением квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии.
В настоящее время иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации, вправе трудоустроиться только в регионе, где им разрешено временное проживание. Законопроектом дополнительно устанавливается, что иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, могут работать только в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого выдано разрешение на работу.
Вместе с тем сохранение жестких территориальные# ограничений на осуществление трудовой деятельности применительно к ряду регионов России способствовало бы стимулированию одной из форм незаконной миграции. В первую очередь, речь идет об агломерациях, территориальные границы которых не совпадают с административными границами субъектов Российской Федерации (например, Московская и Санкт-Петербургская агломерации). Указанным системам расселения свойственна интенсивная маятниковая трудовая миграция. В этой связи Правительству Российской Федерации предоставляется полномочия по установлению случаев неприменения указанных территориальных ограничений на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности.
Предлагаемое законопроектом изменение существующего механизма квотирования во взаимосвязи с существенным упрощением правил привлечения и использования иностранной рабочей силы позволит создать условия для осуществления более полного и экономически обоснованного, но в тоже время менее обременительного для иностранных граждан государственного контроля за трудовой миграцией. Принятие законопроекта создаст законодательные предпосылки для вывода наиболее многочисленной категории нелегальных мигрантов из теневого сектора. Повышение прозрачности миграционных процессов позволит принимать более взвешенные решения в сфере миграционной политики, что в свою очередь должно способствовать повышению миграционной привлекательности Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(законопроект вносится депутатами Государственной Думы Плигиным В.Н., Москалец А.П., Стрельниковым А.Н., Харитоновым А.Н., Митрофановым А.В.)
Представленный проект федерального закона предусматривает дополнительные затраты на изготовление бланков уведомлений постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства о подтверждении их права проживания в Российской Федерации, а также дополнительные расходы, вызванные изменением содержания миграционной карт# в связи с необходимостью включения в нее дополнительных сведений о сроках пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства, которым выдана соответствующая миграционная карта.
Ориентировочная сумма дополнительных затрат на финансовое обеспечение указанных мероприятий составляет около 10 млн. рублей.
Данные расходы подлежат финансированию за счет средств федерального бюджета.
В связи с изложенным на основании статьи 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьи 105 (часть 1, пункт "д") Регламента Государственной Думы на указанный законопроект требуется заключение Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(законопроект вносится депутатами Государственной Думы Плигиным В.Н., Москалец А.П., Стрельниковым А.Н., Харитоновым А.Н., Митрофановым А.В.)
Принятие представленного проекта федерального закона не повлечет за собой признание утратившими силу, приостановлению изменению или принятию иных законодательных актов, кроме внесения изменений в вышеуказанные федеральные законы.
Вместе с тем, принятие указанного проекта федерального закона потребует подготовки и принятия Правительством Российской Федерации ряда постановлений, принятие которых обусловлено отдельными нормами представленного законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.