Пояснительная записка
(к проектам федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (в части создания и прекращения существования туристско-рекреационных особых экономических зон) и "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации")
Проекты федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" направлены на развитие туризма и санаторно-курортной сферы Российской Федерации.
В законопроектах определяются особенности создания и прекращения существования туристско-рекреационных особых экономических зон (далее "туристско-рекреационные ОЭЗ"), а также условиях осуществления предпринимательской деятельности на их территориях, в том числе особенности землепользования, административного регулирования и налогообложения. При этом общий порядок создания, механизм функционирования и управления особых экономических зон не меняется.
Туристско-рекреационная ОЭЗ - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской туристско-рекреационной деятельности. Под туристско-рекреационной деятельностью в законопроекте понимается создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, а также развитие и оказание услуг в сфере туризма и отдыха.
Целями создания туристско-рекреационных ОЭЗ являются:
создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в регионах России;
удовлетворение потребностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в доступном и качественном отдыхе, а также в санаторно-курортном лечении в пределах территории Российской Федерации;
содействие переводу туристской и санаторно-курортной индустрии на инновационный путь развития, ее интеграция в мировую экономику;
концентрация финансовых, природных, культурных, интеллектуальных и иных ресурсов для достижения целей развития туризма и санаторно-курортной сферы Российской Федерации, сохранения, развития и рационального использования туристских и лечебных ресурсов на территории Российской Федерации;
стимулирование развития депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным производственным (промышленным) потенциалом, решение проблем выравнивания уровня их экономического развития,
повышение качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон.
Более высокая инвестиционная и предпринимательская активность будет обеспечиваться за счет снижения в туристско-рекреационных ОЭЗ воздействия таких объективно присущих для туристских центров и курортов России негативных факторов как:
длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов ввиду сезонности функционирования туристских центров и курортов, а также капиталоемкости проектов;
забюрократизированный и длительный процесс оформления прав на получение земельных участков для реализации инвестиционных проектов;
недостаточно высокий уровень правовых гарантий долгосрочной стабильности осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности и др.
В отличие от производственных и технико-внедренческих ОЭЗ туристско-рекреационные особые экономические зоны могут создаваться на территории нескольких муниципальных образований. Кроме того, на территории туристско-рекреационных ОЭЗ разрешается разработка месторождений лечебных минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных и используемых для лечения и профилактики заболеваний. Допускается также и размещение объектов жилищного фонда.
Резидентом туристско-рекреационной ОЭЗ является индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с территориальным органом соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных законопроектом.
Для стимулирования инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ устанавливаются особенности административного режима, порядка предоставления налоговых преференций, режима землепользования.
Особенности налогообложения резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ закрепляются в Налоговом кодексе Российской Федерации, исходя из следующего:
для налогоплательщиков, имеющих статус резидентов туристско-рекреационной особой экономической зоны, производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории туристско-рекреационной особой экономической зоны применяются льготные ставки социального налога (14% при налоговой базе на каждое физическое лицо до 280000 рублей);
для налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной ОЭЗ, предполагается снятие 30% ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды;
на федеральном уровне планируется освобождение резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ в течение первых 5 лет от уплаты налога на имущество и земельного налога.
В соответствии с проектом Федерального закона земельные участки, расположенные в границах туристско-рекреационных ОЭЗ, предоставляются во владение и пользование только на основании договора аренды. Резиденты ОЭЗ - собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков в пределах территории ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию (в связи с принятием проектов федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и "О внесении изменений в Федеральный закон N 117-ФЗ от 22 июля 2005 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации")
Принятие проектов федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и "О внесении изменений в Федеральный закон N 117-ФЗ от 22 июля 2005 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" не потребует изменения законодательства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
(к проектам федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации")
В соответствии с законопроектом решение о создании туристско-рекреационных ОЭЗ принимается Правительством Российской Федерации, в связи с этим финансовые последствия для федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут быть оценены при рассмотрении целесообразности создания каждой конкретной туристско-рекреационной ОЭЗ.
Источники финансирования создания инженерной и транспортной инфраструктуры туристско-рекреационной ОЭЗ устанавливаются в соглашении о создании туристско-рекреационной ОЭЗ с указанием долей участия федерального, регионального и местного (местных) бюджетов. Поэтому, затраты федерального бюджета на реализацию законопроекта могут касаться только части затрат на создание инженерной и транспортной инфраструктуры. Кроме того, на территории, входящей в ОЭЗ, изначально уже могут существовать определенные объекты инфраструктуры (административные здания, линии электропередачи, сети водоснабжения и канализации и др.), что, в свою очередь, приведет к сокращению указанных расходов на их создание.
Ориентировочная стоимость создания инженерной и транспортной инфраструктуры в туристско-рекреационной зоне составляет 2.756 млн. евро (таблица 1).
Таблица 1
Расчеты по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры туристско-рекреационной зоны (на 1 кв.км)
Наименование | Всего (млн. евро) |
Сети водоснабжения и канализация (в т.ч. очистные сооружения) Теплоснабжение Объекты энергетического хозяйства Сети и сооружения телефонной связи Автомобильные дороги Всего |
1.089 0.439 0.194 0.489 0.545 2.756 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.