Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" направлен на создание условий для получения образования лицами, обучающимися в высших учебных заведениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и обеспечение северных регионов квалифицированными трудовыми ресурсами.
Законопроект разработан в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Этим законом был внесен ряд изменений в систему государственных гарантий и компенсаций для северян, в том числе для учащейся молодежи, установленную Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В частности, из закона была исключена статья 20, определяющая, что лицам, обучающимся в высших и средних учебных заведениях, профессиональных училищах и школах различного профиля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на стипендию начисляются районный коэффициент и процентная надбавка*(1).
В указанном законе было сохранено лишь положение о доплате к стипендиям районного коэффициента*(2), выплата же процентной надбавки в 2005 году была прекращена в связи с тем, что исчезло правовое основание для финансирования данного вида доплаты из федерального бюджета*(3).
В результате социальное положение обучающихся было существенно ухудшено. Это привело к значительному росту социальной напряженности в данной группе населения, о чем свидетельствуют многочисленные протестные обращения профсоюзных организаций и администраций учебных заведений, расположенных в северных регионах.
Позиция, выраженная Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным агентством по образованию по указанной проблеме, заключалась в том, что процентная надбавка к стипендии носит компенсационный характер, в связи с чем она должна быть сохранена. Для снижения социальной напряженности Минобрнауки России было произведено перераспределение средств между образовательными учреждениями в целях обеспечения выплаты процентной надбавки к стипендиям лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с соответствующим внесением изменений в лимиты бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов федерального бюджета на 2005 год*(4).
Однако, это решило проблему на уровне ведомства только на 2005 год, а также на 2006 год*(5) и не исключило возможность прекращения финансирования этих расходов на будущий период в связи с отсутствием правового основания для выделения финансовых средств на эти цели.
Законопроект направлен на устранение сложившейся негативной ситуации в сфере образования на Севере и восстановлении существовавшего порядка предоставления данной гарантии обучающимся здесь студентам.
В нем предусматривается дополнение статьи 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" положением о том, что студентам высших учебных заведений, обучающимся по очной форме в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на стипендию начисляется процентная надбавка.
Соответствующее положение о начислении районного коэффициента и процентной надбавки на стипендии студентов, обучающихся в северных регионах, включено в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в целях обеспечения соответствия указанных законов.
Принятие предлагаемого федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" будет иметь положительное значение для социально-экономического развития северных регионов, которые в настоящее время в связи с потерей экономической привлекательности работы на Севере испытывают значительный дефицит трудовых ресурсов вследствие оттока экономически активного населения и сложностью с привлечением сюда квалифицированных специалистов.
______________________________
*(1) Доплата районного коэффициента к стипендиям обучающихся направлена на компенсацию их затрат на проживание в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями. Доплата процентной надбавки выполняет стимулирующую функцию, обеспечивающую привлечение молодежи для обучения в учебные заведения, расположенные в северных регионах. Дополнительное материальное обеспечение препятствует оттоку молодежи с Севера и способствует ее закреплению в этих регионах после завершения обучения для осуществления здесь своей трудовой деятельности.
*(2) Статьей 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
*(3) По мотивировке Правительства Российской Федерации правовых оснований для установления процентной надбавки к стипендии студентов не имеется, поскольку процентная надбавка выплачивается к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы в данных районах или местностях.
Однако, это упрощенный подход к данному вопросу. Процентная надбавка носит стимулирующий характер, направленный на закрепление трудовых ресурсов в северных регионах. Доплата ее студентам играла ту же роль, что и для работающих граждан и была нацелена на привлечение молодежи для обучения в расположенных на Севере учебных заведениях, после окончания которых большая их часть оставалась здесь работать. Целью этой системы была подготовка квалифицированных специалистов, ориентированных на работу на Севере.
Кроме того, является ошибочным противопоставление работы на производстве и обучения в высших учебных заведениях, которое обоснованно приравнивалось к трудовой деятельности, а годы учебы включались в трудовой стаж для начисления пенсии.
*(4) См. письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию от 31 января 2005 г. N 10-54-287/10-05. "Бюллетень Минобразования РФ", N 3, 2005; "Официальные документы в образовании", N 5, 2005.
*(5) По сообщению из Минобрнауки России в федеральном бюджете на 2006 в выделяемых ресурсах на финансирование системы образования предусмотрены доплаты процентной надбавки к стипендиям студентам-северянам (письмо N ИСХ-П-1670 от 29.11.). Однако правового основания для этого в настоящее время не существует.
Перечень
нормативных правовых актов Российской Федерации, в которые необходимо внести изменения и которые необходимо принять в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
1. Перечень нормативных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие закона:
1) Законы: нет.
2) Подзаконные акты: Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 N 487 "Об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов".
2. Перечень нормативных правовых актов, которые необходимо разработать для реализации закона:
1) Законы: нет.
2) Подзаконные акты: нет.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" повлечет дополнительные расходы федерального бюджета в размере 205.032.600 рублей в год.
Показатели | В настоящее время | В случае принятия закона |
Количество федеральных государственных высших учебных заведений в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ед.) |
54 | 54 |
Число обучающихся в них студентов по очной форме обучения (чел.)* |
113907 | 113907 |
Размер одной академической стипендии без доплат (тыс.руб. мес./год.) |
0,4/4,8 | 0,4/4,8 |
размер доплаты с учетом районного коэффициента (тыс.руб. мес./год.)** |
0,4/4,8 х 50% = 0,2/2,4 |
0,4/4,8 х 50% = 0,2/2,4 |
размер доплаты с учетом процентной надбавки (тыс.руб. мес./год.)** |
- | 0,4/4,8 х 37,5% = 0,15/1,8 |
Общий размер одной академической стипендии с учетом доплат (тыс.руб. мес./год.) |
0,4/4,8 x 150% = 0,6/7,2 |
0,4/4,8 х 187,5% = 0,75/9,0 |
Выделяемые средства федерального бюджета на выплату всех стипендий с учетом доплат (тыс.руб. мес./год) |
113907 х 0,6/7,2 = 68344,2/820130,4 |
113907 х 0,75/9,0 = 85430,25/1025163,0 |
Дополнительные средства из федерального бюджета с учетом начисления процентной надбавки (тыс.руб. мес./год.) |
85430,25/1025163,0 - 68344,2/820130,4 = 17086,05/205032,6 |
______________________________
* По состоянию на 2003 г. по данным формы 3-нк (См.: Российское образование. Федеральный портал. http://www.edu.ru/).
** В целях расчета принята средняя величина районного коэффициента 1,5 и процентной надбавки 37,5% по районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.