Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан с целью увеличения меры ответственности за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, а также их отчуждения. Считаю, что на сегодняшний день из-за хищения изделий, содержащих цветные и черные металлы, разворовывание имущества дачных, садоводческих объединений граждан, а также совершение актов вандализма в местах захоронений приобрело угрожающий характер. Но, как мне известно, наиболее подвержены преступным посягательствам - линии электропередачи, кабели на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, средства управления железнодорожным транспортом. Последствия данных хищений негативным образом влияют на состояние экономики, поскольку создают аварийные ситуации на объектах социально-бытовой сферы. Нередки случаи, когда попытки хищения высоковольтного кабеля с линий электропередачи приводили к летальным исходам, а также оставляли без электрической энергии целые деревни и села. Каждое такое преступление наносит значительный материальный и моральный ущерб, вызывает широкий общественный резонанс.
Кроме того, из средств массовой информации становится известно о злоупотреблениях должностными лицами своим служебным положением. Пункты приема металлолома действуют с нарушением лицензионных требований, либо вообще не имеют лицензии, занимаясь незаконной деятельностью.
Данная проблема касается не только граждан и юридических лиц определенного региона Российской Федерации, она охватывает практически все регионы страны. За последнее время с законодательными инициативами, направленными на решение вышеназванной проблемы, выступали: Государственный Совет Удмурдской республики, Законодательное Собрание Тверской области, Государственная Дума Ярославской области, Курганская областная Дума.
Статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), а также их отчуждения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда (2-2,5 тыс. рублей) с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (4-5 тыс. рублей) с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (50-100 тыс. рублей) с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Законопроектом предлагается увеличить размер административного штрафа за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения для граждан в 5 раз (10-14 тыс. рублей), для должностных лиц в 30 раз (100-150 тыс. рублей), для юридических лиц в 3 раза (200-300 тыс. рублей).
Увеличение административного штрафа, налагаемого на физических лиц - в 5 раз, обосновывается тем фактом, что на сегодняшний день существующие размеры административных штрафов (2-2,5 тыс. рублей), за вышеназванное правонарушение, не способствуют снижению правонарушений в данной сфере, поскольку являются достаточно низкими.
Значительное увеличение административного штрафа, налагаемого на должностных лиц - в 30 раз, обосновывается тем, что злоупотребляя служебным положением, должностные лица не только способствуют увеличению количества правонарушений в данной сфере, но и ставят под угрозу судьбу добросовестных юридических лиц (предприятий, фирм, их учредителей) занимающихся скупкой отчуждаемого лома металлов. Исходя из действующей редакции закона, директор предприятия или фирмы, являющийся должностным лицом и злоупотребляющий служебным положением несет административную ответственность в виде штрафа в размере не более 5 тыс. рублей. Данный штраф неоправданно низок, поскольку должностное лицо, своими противоправными действиями способно нанести существенный материальный ущерб, а также способствует наложению штрафа на предприятие, фирму.
Увеличение административного штрафа, налагаемого на юридических лиц - в 3 раза (до 300 тыс. рублей), направлено на сокращение недобросовестных юридических лиц занимающихся нарушением законодательства и ведущих незаконную деятельность в данной сфере.
Так как установленные статьей 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях максимальные размеры административных штрафов ниже размеров штрафов, определенных данным законопроектом, предлагается внести соответствующее дополнение и в статью 3.5.
Законопроект направлен на ужесточение ответственности за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, а также их отчуждения с целью снижения количества преступлений в данной сфере.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта Закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае его принятия в качестве закона дополнительных затрат не потребует.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.