Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
С принятием нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС) получили новые полномочия по осуществлению административной практики.
При этом они не были наделены полномочиями по осуществлению административного задержания и соответственно правом личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства, изъятия вещей и документов.
Вместе с тем, статья 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" возлагает на судебных приставов по ОУПДС обязанность по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, выявлению нарушителей, а в случае необходимости задержания их с последующей передачей органам милиции.
Перечень субъектов, осуществляющих такое задержание определен статьей 27.3 КоАП РФ. Однако судебные приставы по ОУПДС в этот перечень не включены. Соответственно и порядок осуществления административного задержания, определенный соответствующими статьями КоАП РФ, на них не распространяется.
Кроме того, судебные приставы по ОУПДС не имеют права реализовать свои полномочия за пределами судов. Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава по ОУПДС, например, при осуществлении приводов и участии в исполнительных действиях, на сегодняшний день не влечет за собой никаких правовых последствий.
Действующим законодательством Российской Федерации не определен и правовой статус лиц, подвергаемых приводу. А он предусматривает ограничение их прав и свобод, установленных нормами как внутригосударственного, так и международного права. Анализ норм международного права в этой сфере показал, что "любое лицо, лишенное личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения" международным правом признается "задержанным лицом" (подпункт "б" пункта 1 раздела Употребление терминов "Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме", утвержденного резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1988 N 43/173).
Исходя из перечисленных признаков и в соответствии с нормами международными права лица, подвергаемые приводу, относятся к категории задержанных лиц и обладают соответствующим правовым статусом.
Правовая неурегулированность данного вопроса приводит к многочисленным конфликтным ситуациям, вызванным несоответствием требований судей по ограничению, в частности, свободы передвижения лиц, доставленных приводом в суд, и возложением обязанностей по реализации этих требований на судебных приставов по ОУПДС.
Таким образом, недостаток правовых полномочий препятствует полноценному осуществлению административной практики судебными приставами по ОУПДС и ограничивает их возможности по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.