Письмо Правительства РФ от 6 марта 2006 г. N 704п-П4
"Заключение на проект федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", вносимый депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, О.В. Морозовым, В.А. Пехтиным, В.Н. Плигиным"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроект направлен на совершенствование миграционного законодательства путем формирования нового административно-правового механизма учета иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих (пребывающих) в Российской Федерации.
Вместе с тем требуется доработка текста законопроекта с целью упрощения его структуры и понятийного аппарата. Так, законопроектом вводится понятие "официальное место жительства", "учет по месту пребывания" и т.п. Представляется, что использование указанных понятий должно соотноситься с аналогичной или сходной терминологией, используемой в иных нормативных правовых актах различной отраслевой принадлежности, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации, в котором дано определение "места жительства".
Кроме того, следует дополнительно определить необходимость использования для реализации схожих в своей основе функций трех различных институтов - миграционного учета, регистрации по официальному месту жительства и учета по месту пребывания.
Согласно пункту 3 статьи 2 законопроекта под местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации понимается находящееся в Российской Федерации жилое помещение, в котором на законных основаниях иностранный гражданин или лицо без гражданства постоянно или преимущественно проживают либо могут постоянно или преимущественно проживать. В связи с тем, что в правоприменительной практике определение "законных оснований проживания" трактуется неоднозначно, в законопроект целесообразно включить дефиницию понятия "проживание на законных основаниях".
В пункте 8 указанной статьи под стороной, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации, понимаются, в частности, гражданин Российской Федерации, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства. В этой связи остается неясным вопрос, должен ли гражданин Российской Федерации, выступающий в качестве принимающей стороны, постоянно (временно) или преимущественно проживать в Российской Федерации и необходимо ли в таком случае подтверждение факта проживания наличием регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории Российской Федерации.
Статьей 5 законопроекта предлагается установить гарантии соблюдения прав человека и обеспечения интересов государства при осуществлении миграционного учета. Включение в указанную статью положений частей 1 и 2 представляется нецелесообразным, поскольку они полностью воспроизводят нормы статей 27 и 62 Конституции Российской Федерации.
Следует отметить, что порядок изменения сведений, фиксируемых при миграционном учете, установленный частью 5 статьи 8 законопроекта, должен быть раскрыт именно в данном законопроекте, поскольку является предметом его регулирования и не может устанавливаться иными нормативными правовыми актами, как предлагается в указанной статье.
Во избежание возникновения пробелов в определении категорий иностранных граждан, подлежащих учету по месту пребывания федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел (пункт 1 части 1 статьи 13 законопроекта) предлагается использовать формулировки, содержащиеся в статье 22 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Представляется целесообразным исключить из законопроекта главу 5, предусматривающую установление государственной пошлины, взимаемой за действия, совершаемые при осуществлении миграционного учета. Соответствующие изменения в части установления государственной пошлины за указанные действия необходимо внести в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Согласно статье 25 законопроекта лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете.
Кроме того, авторами законопроекта не учтено то обстоятельство, что на основе международных соглашений для иностранных граждан может устанавливаться иной порядок регистрации по месту пребывания, чем тот, который предусмотрен пунктом 2 части 2 статьи 20 законопроекта. В частности, такой порядок установлен для граждан Украины на основании межправительственного Соглашения от 16 января 1997 г., в соответствии с которым граждане Украины и Российской Федерации на основе взаимности освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территории указанных государств.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации считает возможным поддержать данный законопроект при условии устранения замечаний при его подготовке ко второму чтению.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 6 марта 2006 г. N 704п-П4 "Заключение на проект федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", вносимый депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, О.В. Морозовым, В.А. Пехтиным, В.Н. Плигиным"
Текст письма официально опубликован не был