Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" направлен на совершенствование норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу воспитания детей.
В целях эффективного и своевременного обеспечения прав и интересов детей, находящихся в неблагополучных семьях, предполагается установить в статье 70 Семейного кодекса сокращенный - месячный срок - для рассмотрения и разрешения судами дел о лишении родительских прав. Сейчас эти дела разрешаются в пределах общего срока - двух месяцев.
Новеллой законопроекта (п. 3 ст. 78 Семейного кодекса РФ) является перечень требований, направленных на защиту прав и законных интересов ребенка, которые орган опеки и попечительства будет обязан предъявлять в суд при участии в деле о лишении или ограничении родительских прав. Это требования:
о компенсации ребенку морального вреда и возмещении имущественного вреда, причиненного действиями или бездействием родителей;
о выселении родителей (одного из них), лишенных родительских прав, из жилого помещения в случае, предусмотренном жилищным законодательством;
об определении порядка владения и пользования имуществом, находящимся в общей долевой собственности ребенка и родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
о временном отобрании ребенка у родителей (одного из них) до разрешения спора судом в связи с угрозой причинения вреда физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию и о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.
Суммы, взыскиваемые в качестве компенсации морального вреда и возмещения имущественного вреда, будут подлежать взысканию отдельно от сумм, взыскиваемых с родителей, лишенных родительских прав, в качестве алиментов. В настоящее время возможность взыскать в пользу ребенка компенсацию за причинение ему морального и имущественного вреда вытекает из положений статей 151, 1064, 1099 Гражданского кодекса, подлежащих применению к отношениям родителей и детей в силу статьи 4 Семейного кодекса. Однако в семейном законодательстве не только отсутствует прямое указание на возможность применения указанных мер, но и не закреплена чья-либо обязанность обращаться в суд с такими требованиями в соответствующих случаях. В результате на практике вопрос о компенсации морального вреда и возмещении материального вреда не ставится ни заявителями, ни органом опеки и попечительства и, соответственно, не рассматривается судом, хотя в большинстве случаев вред, причиненный ребенку, налицо.
В случаях, когда несовершеннолетний и его родители являются сособственниками, например, жилого помещения, руководствуясь гражданским законодательством, суд сможет установить такой порядок пользования жильем, находящимся в общей собственности ребенка и родителей, при котором ребенок останется проживать в жилом помещении. Получит более широкое применение на практике и статья 91 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающая возможность выселения родителей (одного из них), лишенных родительских прав, из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма.
Сейчас на практике после лишения родителей родительских прав ребенок, как правило, передается в детское учреждение или на жительство и воспитание в заменяющую семью, а его родители, лишенные родительских прав, продолжают использовать их общее жилое помещение. Будет решен вопрос с жильем, ребенку проще будет найти заменяющую семью.
Названные меры имущественного характера (возмещение убытков, выселение родителей) нацелены также на предотвращение совершения родителями действий, нарушающих права и интересы детей. В настоящее время масштабы родительской безответственности достигли угрожающих размеров. Родители уже не опасаются лишения их родительских прав, а, напротив, зачастую сами обращаются с такой просьбой.
Предлагается также закрепить возможность временного отобрания ребенка у родителей (родителя) после подачи иска о лишении или об ограничении родительских прав на период до вынесения судом решения. Такое отобрание будет производиться по заявлению органа опеки и попечительства на основании определения суда исходя из интересов ребенка и обстоятельств дела, например, в случаях, когда дальнейшее пребывание ребенка с родителями создает угрозу его жизни или здоровью. Следовательно, вредное воздействие поведения родителя на физическое и психическое здоровье ребенка может быть устранено уже на период до принятия судом решения по делу. Ребенок в таких случаях будет передаваться на попечение органу опеки и попечительства.
В части совершенствования норм об ограничении родительских прав предлагается дополнить абзац второй пункта 2 статьи 73 Семейного кодекса Российской Федерации прямым указанием на то, что в тот период, на который родитель ограничен в родительских правах, обследование условий жизни и поведения родителей (одного из них), ограниченных судом в родительских правах, производится органом опеки и попечительства по месту жительства родителей (одного из них). Практика применения статьи 73 Кодекса показала, что органы опеки и попечительства, во-первых, не всегда осуществляют такой контроль, а во-вторых, не могут определить, какой именно орган опеки и попечительства - по месту жительства родителя или по месту пребывания ребенка - должен исполнять эту обязанность.
Данный законопроект относится к сфере действия семейного законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в иные федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.