Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по кредитным организациям и финансовым рынкам от 19 декабря 2005 г. N вн 3.24-13/834
по проекту федерального закона N 248022-4 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Рассмотрев проект федерального закона N 248022-4 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, В.Г. Драгановым и членом Совета Федерации С.А. Васильевым, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается дополнить статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон) новой частью, в соответствии с которой прием от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги связи, за жилое помещение и коммунальные услуги при соблюдении установленных условий не является банковской операцией.
Необходимость разработки указанного законопроекта обусловлена реальной ситуацией, сложившейся в сфере осуществления населением указанных платежей. В настоящее время получил широкое распространение такой вид деятельности, как прием торговыми и иными небанковскими организациями платы за услуги, предоставляемые операторами мобильной связи. Плата за жилое помещение и коммунальные платежи также принимаются специально созданными предприятиями - едиными информационно-расчетными кассовыми центрами.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования перечня банковских операций, определенного статьей 5 Закона, прием указанных видов платежей является банковской операцией по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, то есть может осуществляться исключительно кредитными организациями, имеющими соответствующую лицензию.
Однако, анализ указанной нормы закона и письма Центрального Банка Российской Федерации от 04.01.2003 "О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов" позволяет выделить отличительные черты приема наличных денежных средств от населения в качестве платы за оказанные услуги от такой банковской операции.
Такие отличия сводятся к следующему:
- основанием для приема наличных денежных средств является наличие договора между организацией, оказывающей соответствующие услуги, и организацией, принимающей такие платежи;
- плательщик - потребитель услуг состоит в договорных отношениях только с поставщиком таких услуг;
- организация, принимающая платежи, зачисляет полученные средства на свой расчетный счет, соответственно операция по зачислению таких средств получателю платежа осуществляется в рамках банковской операции.
На основании изложенного Комитет полагает, что экономическая сущность операций по приему наличных денежных средств в качестве платы за указанные услуги не позволяет отнести их к банковским операциям.
Создание законодательной основы для осуществления рассматриваемых операций не только кредитными организациями исключает возможность неоднозначного толкования статьи 5 Закона и фактически приводит законодательство в соответствие с экономическими реалиями.
Отметим также положительный социальный эффект данной поправки, поскольку ее принятие значительно упростит для населения осуществление указанных платежей. При этом особое внимание уделяется защите прав и законных интересов физических лиц - плательщиков. Законопроектом определено, что договор поручения между организацией, предоставляющей услуги, и организацией, принимающей соответствующие платежи от населения, должен содержать условие, в соответствии с которым обязательства гражданина перед организацией, предоставившей услуги, считаются исполненными в момент поступления денег в кассу организации, принимающей платежи. Таким образом, в случае нарушения принимающей платежи организацией своих обязательств перед организацией, оказывающей услуги, в том числе в случае банкротства поверенного, у физического лица не возникнет обязанности по повторной оплате оказанных услуг.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует принять в первом чтении и в целом проект федерального закона N 248022-4 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Председатель Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.