Долги способствуют
росту фирмы
Руководство компании должно понимать, что любые хозяйственные отношения невозможны без долгов. Более того, бизнес развивается именно благодаря кредитным обязательствам. Важно не переступить черту, за которой долги принесут фирме только убытки.
Каждый участник хозяйственных отношений может одновременно выступать должником и заимодавцем. Например, как только фирма заключает договор, то сразу становится либо дебитором, либо кредитором. Прекращение действия договора не завершает процесс формирования прибылей или убытков. Ведь организации придется перечислить государству налоги. Или понадобится требовать деньги с контрагентов, которые не хотят платить по договору в срок. Получается, что компания на каждом шагу сталкивается с долгами.
Финансовое планирование с помощью кредитов
В любом бизнесе финансовый директор должен распределять затраты и поступления по различным категориям. Финансовое планирование помогает регулировать соотношение доходов и расходов компании.
Крупные организации, как правило, владеют большим капиталом. В таких компаниях производственными процессами обычно управляют финансово-экономические подразделения. А на средних и небольших предприятиях финансовым планированием, как правило, занимается генеральный директор.
Планирование и учет долгов в обороте финансовых ресурсов требуют понимания внутренних процессов развития предприятия. Рассмотрим финансовую структуру типичной организации (cм. схему).
При первом взгляде на финансовую структуру фирмы можно сделать вывод, что долги не влияют на ее развитие. Но фактор, увеличивающий дефицит оборотных средств и определяющий возникновение и увеличение задолженности, появляется во временном разрыве между постоянными выплатами и поступлениями от продаж. То есть в момент возникновения долга.
Кроме обязательств на величину отрыва показателя валовых денежных поступлений от объема продаж (так называемый кассовый разрыв) влияет узнаваемость товара потребителем. Естественно, разрыв тем больше, чем меньше покупателей знает о товаре. Поэтому финансовый директор должен не только запланировать возможные затраты на покрытие кассового разрыва, но и учесть необходимость постоянного увеличения расходов компании на PR и рекламу.
Нужен ли фирме кредит?
Величина кассового разрыва влияет на принятие руководителем решения о необходимости дополнительного кредитования фирмы.
Расчет прибыли и погашение кредитных обязательств имеют разное значение для долгового планирования. Дело в том, что кредитные обязательства - составная часть образования стоимости товара или услуги. А прибыль важна для капитализации всей фирмы. Рассмотрим формулу чистой прибыли:
/----------------------------------------\
| C* = C - (P + F + R) + (Q + V + N + H),|
\----------------------------------------/
где:
C - валовая (кассовая) выручка предприятия от продаж своего продукта на рынке;
P - наценка (добавочная стоимость) на стоимость товара (услуг);
F - долги и другие кредитные обязательства;
Q - основные средства производства (капитал);
V - величина затрат на оборотные средства;
N - налоговые выплаты;
R - затраты на общественное мнение и рекламу;
H - расходы на наемный труд;
C* - чистая прибыль.
Если финансовый директор исключит из представленных значений затраты на долги и рекламу, то у него появится иллюзия увеличения чистой прибыли за счет изменения состава расходов. Но он должен учитывать, что кассовый разрыв начинает резко увеличиваться, если товарное предложение "устаревает". То есть наполняет систему спроса до порогового значения - так называемой предельной полезности предложения. Это происходит из-за того, что потребители не купили вовремя товар.
В таком случае крупные производственные и технологические компании, а также естественные монополии снижают цены или сокращают производство. Для небольших и средних организаций подобные "маневры" могут иметь самые негативные последствия.
Следовательно, фирме необходимо получить краткосрочный кредит на покрытие кассового разрыва и увеличение затрат на рекламу, чтобы выжить в условиях рыночного ценообразования и конкуренции.
Как покрыть кассовый разрыв
Как известно, сегодня деньги всегда дороже, чем завтра. Поэтому необходимо пополнять кассовый разрыв за счет кредитов.
Например, предприятие "А" для пополнения кассового разрыва тратит на единицу продукции в общей сложности 100 у. е. Фирма включает в наценку 100 процентов затрат. Первый период выпуска продукта при технологическом цикле производства равен сроку от момента поставки сырья, обработки, складирования до предпродажной подготовки и составляет один месяц. Но результат расчетов будет некорректным, если к этому сроку не прибавить еще 15 дней на продажу продукта.
Если покрыть кассовый разрыв первого периода с помощью кредита, то долг увеличит оборотные затраты. Но заем исключит и проблемы, связанные с постоянными расходами. Полученный кредит нужно плавно распределять во времени. Это восполнит первоначальные потери из-за роста наценки, который был вызван повышением спроса за счет увеличения узнаваемости продукта.
Предприниматель формирует кредитный портфель исходя из постоянных затрат. При этом чистая прибыль организации может оставаться неизменно высокой в балансовых показателях предприятия. А равномерное погашение обязательств позволяет перераспределять оборот без дефицита и снижения прибыли.
В кредитный портфель не всегда входит только банковская ссуда. Он может состоять из товарного кредита, беспроцентных займов, из накопленных сумм чистой прибыли предприятия и векселей. Компания вправе использовать чистую прибыль, но она должна выделять ее часть в качестве необходимого резерва.
Выплачивать кредиты, растянутые по времени погашения, всегда более выгодно, чем вести финансовый учет организаций по принципу убыточности. Согласно нему, свою учетную политику формирует большинство российских предприятий. На первый взгляд это несколько снижает их налоги. А в некоторых случаях, например при банкротстве компании, позволяет ей отсрочить расчет по обязательствам на неопределенный срок. Убыток легко создать, например, при ускоренном возврате кредитов, снижении затрат на рекламу и соответственном увеличении времени реализации продукции предприятия.
Долги - мощный финансовый рычаг
Бизнес будет развиваться эффективно, если фирма увеличивает оборотные средства за счет привлечения займов. Появится эффект "финансового рычага". Предприятие, использующее только собственные ресурсы, ограничивает оборачиваемость последних на треть. Кредит увеличивает поступление чистой прибыли от "своих" средств в зависимости от соотношения собственных и заемных денег в пассиве и от величины процентной ставки. Эффект финансового рычага можно рассчитать по следующей формуле:
/-----------------------------------\
|ЭФР = 2 / 3 (ЭЦ - СРСП) x ЗС / СС, |
\-----------------------------------/
где:
ЭЦ - экономическая целесообразность, равная отношению прибыли до выплаты процентов и налогов к активам;
СРСП - средняя расчетная ставка процента;
ЗС - заемные средства;
СС - собственные средства.
То есть, для того чтобы повысить эффективность использования собственных средств, предприятие должно регулировать соотношение своих и заемных денег.
Действие финансового рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
В практических расчетах для определения "силы" финансового рычага применяют отношение валовой выручки (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом чистой прибыли составляет запас финансовой устойчивости.
Важно, чтобы собственная рентабельность превышала проценты по долговым обязательствам. Если этого не происходит, то фирма может просто разориться на выплатах кредиторам. Если условие выполнено, то компания получает немалую прибавку к доходам.
Таким образом, при финансовом планировании важно обращать внимание на кредиторскую задолженность фирмы. В итоге долги могут повысить финансовую устойчивость организации и увеличить ее прибыль.
Типичная схема движения денежных средств
/--------------------\
|Поступление денежных|
|средств и их перера-|
/--------------------\ |спределение |
/--|Основные средства и|---\ \--------------------|
| |товарно-материальные| |
| |ценности | | |
| \--------------------/ |
| /---------------------\ /------------\
| | |Производство товарной|-----|Продажа про-|
| | |продукции или услуг | |дукции |
| | \---------------------/ \------------/
| /--------------------\
| |Капитализация ресур-|
| |сов |
| \--------------------/
| /--------------------\
| \-------------|Поступление товарно-|------------\
| |материальных | |
| \--------------------/ /-------------------------\
| |Оплата труда работников и|
| |обязательных отчислений с|
| |ФОТ |
| /----------------------------------------------------------------------/
\--|Оборотные средства|
| |---------------------------------------------------\
\------------------/ |Оплата сырья, полуфабри-|
|катов или услуг контраге-|
|нтов |
\-------------------------/
С. Шевченко,
член совета директоров ОАО "Русская Долговая
Корпорация"
"Консультант", N 5, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.