"Я играла роль кикиморы"
(интервью с Е.В. Фоминой, бухгалтером центра
социальной помощи семье и детям "Журавушка")
Аист - птица, которая по старому преданию приносит в дом младенцев. "Журавушка" - название не только его близкого сородича, но и подмосковного центра социальной помощи семье и детям, который пытается исправить или загладить ошибки рассеянной птицы.
Елена Викторовна Фомина стала бухгалтером далеко не сразу. Она до сих пор учится ремеслу Пачоли на заочном отделении Московского государственного социального университета. Теперь она совмещает составление бухгалтерской отчетности центра социальной помощи семье и детям "Журавушка" с написанием рефератов.
- Дело в том, что я не всю жизнь мечтала о профессии бухгалтера, - рассказала нам Елена Викторовна. Первое образование у меня, как ни странно, парикмахерское. Но по состоянию здоровья мне пришлось оставить поприще бытового обслуживания. Решила переучиться на оператора ЭВМ. А потом поняла, что необходимо делать что-то более важное и полезное, не просто обрабатывать какую-то информацию, вносить ее в компьютер, но и анализировать ее. Как только попала в бухгалтерскую среду, как только начала работать с цифрами - сразу поняла, что это - мое. Я сначала поступила на бухгалтерские курсы, а потом решилась снова стать студентом. Хотя иногда бывает сложно совмещать работу и учебу, особенно, когда сессии совпадают с отчетностью.
- Как вы стали главным бухгалтером?
- Когда я уже работала в бухгалтерии, у меня была очень хорошая наставница, которая сама всю жизнь проработала главным бухгалтером в бюджетной сфере. Она-то и делилась со мной своим опытом: учила, приобщала к бухгалтерии, открыла во мне бухгалтерские способности.
Когда был создан центр социальной помощи "Журавушка", она меня порекомендовала на должность главного бухгалтера. Подумав, я решила себя попробовать в новом деле. Первое время, конечно, было сложно, но мне помогали и моя наставница, и управление соцзащиты. У меня до сих пор сохранилось чувство локтя: я всегда знаю, что мне в любой момент подскажут, поддержат, помогут.
- Сколько всего подопечных у "Журавушки"?
- Около тысячи человек. Но это не означает, что все они посещают центр социальной помощи семье и детям. Это лишь говорит о том, что этим людям оказывается помощь вещами, по возможности, выдаются продовольственные наборы. Среди наших подопечных не только дети, но и целые семьи, у которых есть какие-либо трудности - материальные или психологические - не важно.
- Все они живут в поселке Изварино?
- Нет. Много детей из Толстопальцева, Внукова, Новопеределкина и Солнцева. Правда, из Солнцева семей не так много, поскольку им далековато к нам приезжать. Но, тем не менее, в период организации летних лагерей дети приезжают и оттуда.
- Вы организуете летний лагерь?
- Да, и летний, и зимний. Мы организуем досуг детишек на нашей базе. Помещение не такое большое, но достаточно хорошо оснащенное. Деткам из неблагополучных и малообеспеченных семей выдается путевка на пребывание здесь в дневное время в течение месяца. Тут они кушают, играют, при желании педагог помогает им делать уроки. Средства на эту программу выделяет Департамент города Москвы. Помогают и управы Внуково и Новопеределкино, ведь, несмотря на достаточное удаление от Москвы, мы относимся к городу, а не к области. Иногда средства поступают и от общественных организаций - так называемые внебюджетные средства.
- Вас финансируют по душевому принципу?
- Нет. Нас финансируют по смете из бюджета города Москвы. Мне кажется, что метод финансирования по душевому принципу едва ли применим к социальной сфере. Ведь количество детей, которые находятся в центре, постоянно меняется. Большинству наших подопечных мы оказываем поддержку вне стен центра. В отделении дневного пребывания обычно находится около 30 детей от 6 до 18 лет. Поэтому будет достаточно сложно произвести расчеты.
- Елена Викторовна, а как сейчас обстоят дела с финансированием?
- Пять лет назад, когда центр только возник, и мы занимались его оснащением, трудности с финансированием возникали. Но теперь ситуация стабилизировалась. Средства, которые я закладываю в смету, выделяют полностью. Но, конечно, этих денег все равно недостаточно на приобретение дорогостоящих основных средств, необходимых, к примеру, для реабилитации. Но департамент при первой же возможности выделяет дополнительные средства на оснащение.
Так что я не могу сказать, что мы бедствуем. Конечно, материальная база не самая богатая, но вполне позволяет выполнять нашу главную задачу - оказание социальной помощи населению. Единственное, где ощутим дефицит - это вещевая помощь. Но это и есть те самые внебюджетные средства - материальная помощь от общественных организаций в виде вещей и обуви. Они учитываются на внебюджетном счете.
- В связи с этим возникали ли сложности в учете?
- Правила учета материальной помощи за прошедший год менялись неоднократно, менялась и бюджетная классификация. В связи с этим, естественно, трудности были. Вообще, в учете в таких детских центрах, как наш, еще много неопределенности. Ведь такая форма учреждений соцзащиты появилась относительно недавно в отличие от центров помощи пожилым людям, где все механизмы уже отработаны.
- Как часто поступает вещевая помощь центру и от кого?
- Мы получаем как бюджетную помощь, так и внебюджетную. Бюджетная помощь поступает в основном от Департамента социальной защиты Москвы. И один, и другой вид помощи мы проводим через счет безвозмездных поступлений и целевых средств. Департамент в качестве материальной помощи выделяет не только вещи и обувь для нуждающихся семей, но и билеты на детские спектакли и представления, новогодние елки.
А под внебюджетной помощью подразумеваются добровольные пожертвования как от физических, так и от юридических лиц. К сожалению, благотворительность в нашей стране - большая редкость. Изредка мы получаем помощь от общественных организаций. Но от частных лиц за пять лет существования центра не получали ни одной игрушки.
- У сотрудников детского центра, непосредственно работающих с детьми, почасовая оплата труда?
- Нет, они работают по единой тарифной сетке. У всех фиксированные оклады и восьмичасовой рабочий день. Поскольку ставки очень низкие, педагоги идут к нам не очень охотно. В основном работают по совместительству, руководят кружками. В связи с этим и текучка высокая. В прошлом году произошло повышение ставок, но это лишь отчасти облегчило ситуацию. Мы стараемся за счет экономии хоть немного доплачивать нашим специалистам.
- Вы принимаете решения в кадровом вопросе? Что для вас самое ценное в сотруднике, на что вы в первую очередь обращаете внимание?
- У нас ответственность за принятие кадровых решений лежит на плечах руководителя. Я лишь его консультирую относительно окладов, разрядов и премий. Моя стихия - бухгалтерия, поэтому помощника себе подбираю я сама. К сожалению, за пять лет существования центра у меня сменилось три помощника. На такую заработную плату грамотный готовый специалист не пойдет. Поэтому приходилось брать студенток - молоденьких девушек.
Все они были и целеустремленные, и способные. Мне приходилось учиться самой, и одновременно учить их. Но они набирались опыта и уходили на более высокооплачиваемые места. С Катей Силаевой, которая до сих пор работает со мной, мы и переходили постепенно на новую Инструкцию по бюджетному учету.
- Сейчас ваш штат полностью укомплектован?
- Нет. Сегодня в нашем центре работает тридцать два человека - заведующие отделениями, психологи, специалисты по социальной работе, врачи, массажисты, юрист, воспитатели, социальные педагоги. Достаточно много внештатных сотрудников, которые руководят кружками и секциями. Но по штату в центре должно работать значительно больше сотрудников.
- Сколько человек находится в штате бухгалтерии?
- Всего два: я и моя помощница. Нам положен еще и кассир, но мы сами выполняем его обязанности. Конечно, при переходе на Инструкцию N 70н было тяжеловато, но мы со всем справились. Большую помощь нам оказало Управление социальной защиты населения по северо-западному округу Москвы и департамент соцзащиты по городу Москве: были организованы курсы, доведены все проводки с учетом специфики отрасли, необходимые нам в работе.
- Как давно вы начали переход?
- С начала 2005 года мы стали веси учет по новым правилам. Я старалась сразу заносить все данные и обороты по Инструкции N 70н. В этом смысле нам было намного проще, нежели нашим коллегам из других органов соцзащиты, которые стали осуществлять переход в середине года - это была двойная, никому не нужная, работа. Я посоветовалась с разработчиками нашего программного продукта, и они заверили меня, что ведение параллельного учета совершенно излишне.
- Вы уже сдали годовой отчет. С чем были связаны основные трудности?
- Некоторые сложности возникли из-за того, что в прошлом году у нас были возвраты в бюджет. Кроме того, было немало заминок с программным продуктом - приходилось пересчитывать практически все. Это недоработка разработчика программы - одна из форм отчетности была недостаточно хорошо налажена и выдавала немыслимые результаты. Вот и приходилось не доверять технике и пересчитывать вручную.
Наверное, нам было несколько проще, чем более крупным учреждениям соцзащиты - все-таки хозяйство не такое большое. Но и у нас хватало забот. Дело в том, что в нашем учреждении очень много оборудования и игрушек, по которым довольно сложно вести учет. В новом классификаторе основных средств отсутствует понятие малоценных предметов, а игрушек в нем нет вообще. Поэтому у нас возникли сложности с постановкой на учет детских игрушек и игр: некоторые из них попали в основные средства, хотя по моему личному убеждению - это неправильно и неудобно. Ведь теперь на них приходится начислять амортизацию.
Раньше было намного проще: игрушки учитывались как малоценные предметы и списывались в связи с износом. В этом году из-за такого небольшого, казалось бы, нюанса мы стараемся не покупать дорогостоящих игр и игрушек - лишь мелкие, для подарков, чтобы учитывать их в составе материальных запасов. Пока ни в департаменте социальной защиты города, ни в управлении единого мнения по этому вопросу не достигнуто.
Но все равно годовой отчет было сдавать намного проще, чем отчет за девять месяцев. Только очень уж короткий срок нам дали на составление годовой отчетности - в рождественские каникулы пришлось выходить на работу. Ведь получается, что отчет необходимо представить в первый рабочий день нового года. А закрыть все до нового года не удается. Но и в работе на каникулах есть своя прелесть: никого нет, никто не отвлекает. Можно побыть наедине со своими мыслями и цифрами.
- Вы давно перешли на казначейское исполнение бюджета?
- Как только открылся центр, мы сразу же начали переход. Конечно же, в первое время были сложности, но это обычная ситуация для периода становления. В 2002 году у нас еще не было программного продукта, все приходилось делать вручную. К тому же работы было очень много и без перехода на казначейское исполнение бюджета: оснащение центра, закупка оборудования.
Естественно, в этот период были сложности и с казначейством, связанные в основном с оформлением платежных документов. В 2003 году мы автоматизировали учет - это значительно облегчило нашу работу, все стало на свои места. Но в 2005 году опять возникли проблемы. На этот раз они были связаны с переходом на новые КБК и введением Инструкции N 70н. Коды меняли очень часто - изменения вносились даже в середине месяца. Приходилось очень быстро на все реагировать, перестраиваться.
- С казначейством налажен электронный обмен документами?
- Пока что нет, и не обещают. Несмотря на большое удаление от Москвы, нам приходится возить в казначейство на машине каждую платежку. Это происходит практически каждый день. Представляете, насколько бы сократились транспортные расходы, если бы был налажен электронный обмен? Хорошо еще, что УФК и управление соцзащиты находятся недалеко друг от друга: за одну поездку можно убить двух зайцев.
- Мне всегда казалось, что в учреждениях, подобных вашему, должны работать люди, которые любят детей, даже если по роду своей деятельности редко с ними соприкасаются. Так ли это?
- Да, конечно. Зарплата в детском центре низка. В период создания центра здесь работали настоящие энтузиасты, которым действительно интересно работать с детьми, и которые действительно хотят им помочь. На таких людях все и держалось.
- При такой занятости остается время на семью, увлечения?
- Конечно. Семья - есть семья. Ею нельзя жертвовать, какой бы интересной и значимой ни была работа! Зимой мы с дочерью часто ходим в лес кататься на лыжах, летом - плавать на речку. Сейчас, конечно, этому немного мешает учеба: приходится много читать, учить, заниматься. Все как у полноценного студента - английский язык, рефераты, курсовые, экзамены. Но, как только выпадает свободная минутка, стараюсь по максимуму использовать ее с пользой для себя и семьи.
- В вашем центре работает достаточно много кружков. А вы сами в детстве посещали какие-нибудь секции?
- Да. Я любила кружки кройки и шитья, занималась вязанием. Мне всегда нравилась кропотливая работа. К сожалению, сейчас на это совсем нет времени.
- Скажите, а вам непосредственно приходится работать с детьми, с их семьями? Или ваша работа ограничивается лишь финансовыми вопросами?
- Я постоянно участвую в жизни детского центра, лично знакома со многими семьями. Ведь моя дочь, когда была маленькой, часто оставалась здесь, играла с другими детьми. И до сих пор она занимается здесь в кружке бисероплетения. Хотя это увлечение совершенно не вяжется с ее характером!
- Вы же тоже занимались вязанием!..
- Это точно. И она, как и я в детстве, совершенно не планирует стать бухгалтером. Любовь к этой профессии приходит с возрастом. Вот и я с каждым годом все больше и больше влюбляюсь в свою работу. Но это совершенно не мешает мне принимать участие в детских утренниках. На прошлый Новый год, несмотря на то, что необходимо было готовиться к годовому отчету, я играла роль кикиморы. Правда, очень очаровательной! У меня была красивая шляпа с золотыми волосами.
- Елена Викторовна, это интервью будет опубликовано в мартовском номере. Что бы вы пожелали своим коллегам, представителям прекрасной половины человечества, в честь Международного женского дня?
- Хочу пожелать нашим дамам, чтобы бюджетный учет пришел в соответствие с действующим законодательством, чтобы программные продукты достигли большего совершенства, чем сейчас. Желаю, чтобы нам, женщинам, удавалось больше времени уделять семьям и не забывать о своих увлечениях.
Беседовала корреспондент
журнала "Бюджетного учета"
И.В. Заховаева
От первого лица
"Основной задачей центра "Журавушка" является организация социальной помощи и поддержки нуждающимся семьям, детям и некоторым другим категориям граждан. Вместе с органами социальной защиты, образования, здравоохранения и органами внутренних дел мы выявляем семьи, нуждающиеся в нашей опеке. Также для нас очень важно выявить причины социального неблагополучия семей и детей. Для этого мы часто сотрудничаем со службами занятости и миграции, с различными общественными объединениями.
Наш центр ведет дифференцированный учет всех наших подопечных, нуждающихся в социальной защите. Специалисты "Журавушки" определяют конкретный вид и форму социально-экономических, психологических, педагогических, медико-социальных, юридических и других социальных услуг, которые необходимы конкретной семье. По сути, они знают историю каждого человека, который стоит у нас на учете, знают обо всех его неурядицах и проблемах.
Еще одним из важных направлений нашей деятельности является оказание социальной поддержки при адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сиротских учреждений в возрасте до 23 лет. Среди наших подопечных есть и дети с ограниченными умственными и физическими возможностями. Перечень того, чем мы занимаемся, можно продолжать и продолжать. Главное, что мы, выполняя свою работу, привлекаем и другие организации к решению вопросов оказания социальной помощи семье и детям. Стараемся привлечь внимание общественности к чужим бедам, к чужому горю".
"Бюджетный учет", N 3, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100