Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 15 марта 2006 г.
N 19-4-06/000036 "О проведении зачета (возврата) излишне уплаченных
сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"
и письму ПФР от 17 февраля 2006 г. N 03-19/1691
"О возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование"
Опубликованные письма Пенсионного фонда и Федеральной налоговой службы будут интересны всем организациям и предпринимателям, так как касаются вопроса зачета (возврата) пенсионных взносов. Необходимость в его проведении может возникнуть у любого налогоплательщика, причем не только в связи с неправильным расчетом взносов, но и просто из-за ошибки в КБК, допущенной при заполнении платежки. От ошибок ведь никто не застрахован.
Статья 24 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возможность зачета (возврата) излишне уплаченных пенсионных взносов предусматривает. Однако ведомство, которое должно этим заниматься, в документе не указано. А поскольку Пенсионный фонд и налоговая служба подходят к решению этого вопроса по-разному, фирмы и предприниматели не могут ни зачесть, ни вернуть свои средства.
Позиция Пенсионного фонда...
Специалисты ПФР в своем письме указывают, ссылаясь на статью 13 Закона N 167-ФЗ, что они уполномочены возвращать суммы пенсионных взносов только в тех случаях, когда нельзя определить, за каких застрахованных лиц были перечислены платежи. Что же касается других ситуаций, то решение о возврате или зачете сумм излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование должны принимать налоговые органы. При этом свою позицию они аргументируют так. Начиная с 1 января 2005 года именно налоговое ведомство является администратором данных платежей. А возврат (зачет) излишне уплаченных сумм Федеральное казначейство производит именно на основании распоряжений администратора (п. 18 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н). На это указывают и финансисты в письме от 21.07.2005 N 05-02-03/2221.
Кроме того, сотрудники Пенсионного фонда обращают внимание на статью 2 Закона N 167-ФЗ, в которой установлено, что правоотношения, связанные с уплатой пенсионных взносов, регулируются налоговым законодательством. На основании этого ПФР делает вывод, что на возврат (зачет) переплаченных взносов распространяются положения статьи 78 Налогового кодекса.
...Инспекторам не указ
Вслед за опубликованным письмом Пенсионного фонда налоговые работники выпустили свои разъяснения по тому же вопросу. Сразу скажем, что изложенная в них позиция, к сожалению, ничем не отличается от той, которую ФНС приводила в своих письмах прежде.
Так, ссылаясь на определения Конституционного Суда о том, что пенсионные взносы нельзя рассматривать как налоговые платежи, работники ФНС делают вывод о невозможности применения статей 78 и 79 Налогового кодекса при осуществлении зачета (возврата) платежей на пенсионное страхование. По поводу же обязанностей администратора налоговые специалисты отмечают, что Закон N 167-ФЗ распределяет их между Пенсионным фондом и налоговым ведомством, закрепляя за последним только контрольные функции.
Таким образом, специалисты ФНС фактически в очередной раз указали, что пока в Законе N 167-ФЗ не будет определен орган, уполномоченный производить возврат и зачет пенсионных взносов, организациям и предпринимателям обращаться с такими просьбами в налоговые инспекции бессмысленно. Заметим, что, по мнению Минфина России, приведенному в письме от 06.03.2006 N 03-11-02/50, зачет (возврат) пенсионных взносов также невозможен.
Так что же делать?
На практике у фирм и предпринимателей, которые хотят вернуть или зачесть страховые взносы, есть два выхода. Во-первых, они могут дождаться внесения изменений в Закон N 167-ФЗ и тогда обратиться с заявлением в уполномоченное ведомство. Или последовать совету Пенсионного фонда и обжаловать отказ инспекции в суде. Анализ арбитражной практики показывает: в большинстве случаев суды приходят к заключению, что производить возврат (зачет) переплаты по страховым взносам обязаны налоговые инспекции (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2006 N А79-7635/2005, ФАС Поволжского округа от 27.01.2006 N А49-5207/2005-347А/22, ФАС Уральского округа от 14.02.2006 N Ф09-546/06-С2). Однако были и такие судебные решения, в которых указывалось, что по поводу возврата взносов следует обращаться в Пенсионный фонд (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2006 N А66-9157/2005).
Но очевидно, что в любом случае на быстрое проведение зачета надеяться не стоит. Поэтому если у налогоплательщика есть недоимка, то для уменьшения суммы пеней ее лучше погасить не путем зачета имеющейся переплаты по пенсионным взносам, а непосредственно перечислив необходимую сумму по соответствующему КБК.
Е.О. Калинченко,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 7, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.