Глава 2. Отдельные виды конфликтов
Разделение конфликтов на отдельные виды, хотя и является общепринятым, все же достаточно условно и совершенно не означает наличия жестких границ между ними. Конфликты различного уровня могут переходить друг в друга. Так, например, межличностный конфликт может перейти для кого-то из его участников во внутриличностный; а межличностный конфликт, возникший между отдельными участниками разных групп, может стать началом межгруппового конфликта. Любой конфликт как сложное явление проживается субъектом на разных уровнях своего существования. Так, социальный конфликт получает определенное внутреннее отражение, а внутренний конфликт обнаруживает себя в интерперсональных проявлениях. Классическим примером такого рода переноса внутриличностного конфликта на межличностный уровень является поиск "козла отпущения".
В связи с возможностью переноса конфликта с одного уровня на другой возникает проблема адекватности проявления конфликта уровню его возникновения. Поэтому в практике разрешения конфликтов оптимальной является системная точка зрения, предполагающая внимательное изучение причин конфликта на всех уровнях этого процесса: индивидуально-психологическом, групповом, межгрупповом, социальном.
2.1. Социальный конфликт
В понятие "социальный конфликт" входят явления и процессы, разворачивающиеся на уровне макроструктур: между этническими группами, классами, государственными образованиями и т.д. Изучение социальных конфликтов относится к сфере социологии, но в то же время предполагает обращение к психологическим факторам и закономерностям взаимодействия людей, выявляемым социальной психологией.
В исследованиях зарубежных социологов социальный конфликт признается в качестве движущей силы социальных изменений. Р.Дарендорф утверждает, что социальный конфликт не является деструктивным и дисфункциональным явлением, а напротив, способствует поддержанию равновесия социальной системы. Анализу положительных функций конфликтов посвящены важнейшие работы Л.Козера: "Функции социального конфликта" (1956) и "Продолжение исследования социального конфликта" (1967). В этих работах доказывается, что конфликт - не только признак разрушительных тенденций в социальной организации, но и фактор обеспечения стабильности общественного порядка на основе динамического равновесия.
В отечественной науке принято следующее определение: "Конфликт социальный - это предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития".*(28) К социальным конфликтам относятся военные, этнические, экономические и политические конфликты.
В научной литературе традиционно различают два основных вида социальных конфликтов: конфликты ценностей и ресурсные конфликты (или конфликты интересов).
Конфликты интересов затрагивают цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу. Например, соседствующие страны ведут спор о территориальных границах; Российское правительство настаивает на монетизации льгот, а население заинтересовано в их сохранении. Интересы разных сторон хотя и противоречат друг другу, но, возможно, им и удастся найти вариант их совмещения. Однако встречаются и такие случаи, когда интересы оказываются несовместимыми.
Ценностные конфликты происходят в ситуациях, в которых разногласие между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особое значение. Система ценностей отражает то, что является для людей наиболее значимым, смыслообразующим. Ценности могут касаться мировоззрения, нравственности, религиозных взглядов и т.п. Различия в ценностях не обязательно приводят к конфликтам, и люди разных убеждений, политических и религиозных взглядов могут успешно сотрудничать. Доминирующие ценности выполняют регулятивную функцию, направляя действия людей и создавая тем самым определенные модели их поведения во взаимодействии. Разные доминирующие ценности, лежащие в основе поведения участников взаимодействия, могут приходить в противоречие друг с другом и порождать конфликты. Конфликты могут происходить и по той причине, что люди начинают посягать на ценности друг друга, навязывая свои взгляды, вкусы, точки зрения.
2.2. Внутриличностный конфликт
Участвуя в любом из конфликтов (межличностном, групповом, семейном, политическом и др.), личность может являться одной из конфликтующих сторон. Но в то же время, личность и сама является носителем своих внутренних конфликтов. Конфликты этого вида в психологии обозначаются как внутриличностные, личностные, внутренние, психологические интрасубъектные, интраперсональные. Все эти понятия употребляются как синонимы.
"Внутриличностный конфликт - это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов"*(29) или: "Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление"*(30).
Внутренние противоречия побуждают индивида не только изменять окружающий мир, подстраивая его под свои нужды, но и самосовершенствоваться, наполняя свою жизнь смыслом. Поэтому для психически здорового человека не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна и необходима.
2.2.1. Виды внутриличностных конфликтов
Внутренний конфликт - сложное явление, трудно поддающееся классификации. Для выделения видов внутриличностных конфликтов имеются различные основания.
В рамках психологического подхода принято разделять конфликты в зависимости от сферы их проявления на мотивационные, когнитивные и ролевые (в одних концепциях последние также принято обозначать как деятельностные, в других как поведенческие или ситуационные).
Мотивационные конфликты изучались в психоанализе и последующих психодинамических концепциях. Эти подходы исходят из представления о первичности внутриличностного конфликта как следствия противоречивости человеческой природы. В теории З.Фрейда психологический конфликт возникает вследствие противоречия между Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго), между биологическими слепыми влечениями и желаниями человека (сексуальными, агрессивными) и нормами морали, усвоенными личностью. Вытеснение неприемлемых для человека желаний не дает возможности человеку осознать истинные причины внутренних конфликтов, с которыми он в результате не справляется. Не будучи представлены в сознании, такие противоречия часто приводят к необходимости включения механизмов психологической защиты, вследствие чего внутреннее напряжение ослабляется, однако реальность нередко предстает перед индивидом в искаженном виде. Различают следующие основные виды психологической защиты:
Вытеснение - процесс, в результате которого травмирующие или не приемлемые для личности мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного.
Сублимация - преобразование инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества формы. В более широком смысле под сублимацией понимается переключение активности индивида на более высокий уровень (различные виды творческой деятельности и многообразные увлечения).
Регрессия (от лат. regressio - движение назад) - возвращение к ранним детским формам поведения, переход на предшествующие уровни психического развития. Так в состоянии внутриличностного конфликта люди нередко "впадают в детство". Регрессия предполагает уход от реальности и возврат к той стадии развития личности, в которой переживалось чувство удовольствия.
Рационализация - поиск правдоподобных причин для объяснения травмирующих событий или оправдания поступков, вызванных неприемлемыми чувствами и мотивами.
Проекция - осознанное или бессознательное перенесение собственных свойств, чувств и состояний, не приемлемых для личности на внешние объекты. Так, образ врага наделяется всеми негативными чертами, которые человек старается не видеть в себе (замечает "сучок в чужом глазу", а в собственном "бревна не видит"). Тем самым человек снимает с себя вину за возникновение конфликта и перекладывает ее на другого.
Замещение:
а) замещение объекта - перенесение негативных чувств и действий с одного объекта, который их вызвал, на другой объект, не имеющий к ним отношения. Например, вместо ответа начальнику на оскорбительное замечание, пнуть собаку или накричать на подчиненного;
б) замещение чувства - разрешение самому себе испытывать одни чувства взамен других (запретных). Так, мальчики в процессе воспитания научаются подавлять страх, печаль, боль, проявляя вместо них гнев и агрессию, тогда как у девочек принято заменять гнев на печаль и слезы.
Интеллектуализация - способ преодоления стоящих перед человеком проблем, для которого характерна абсолютизация роли мыслительного компонента при полном игнорировании чувственных элементов анализа. При этом значимые для личности события рассматриваются нейтрально, без участия эмоций. Характерный пример использования интеллектуализации приводит Платон в своем сочинении "Федон": Сократ перед тем, как принять яд, хладнокровно рассуждает о том, как ему облегчить другим людям хлопоты, связанные с его похоронами.
Идентификация - отождествление субъекта с другим лицом или группой, посредством которого человек усваивает определенные образцы поведения, формирует свое сознание в процессе развития и принимает ту или иную социальную роль. Идентификация с референтной группой помогает индивиду справиться с беспокойством и чувством незащищенности.
Обособление - отказ от необходимости думать о возможных негативных последствиях будущих событий или действий ("авось пронесет!").
Бегство в фантазию - замена деятельности, направленной на реальное преодоление проблем, воображаемыми победами.
Использование различного рода психологических защит при разрешении внутриличностных конфликтов может оказаться как успешным, так и безуспешным. Нередко те механизмы защиты, которые играли положительную роль на определенном этапе формирования личности, становятся неэффективны в более зрелом ее состоянии.
Преодоление разрушительного влияния внутриличностного конфликта в психоанализе считается возможным путем терапии, направленной на осознание истинных его причин.
Изучением мотивационных конфликтов занимался также К.Левин, который выводил их не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом его внимания стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых тенденций. Вспомним, что Левин рассматривал конфликт как одновременное воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины, различая при этом три основных варианта конфликтов:
1) Человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной степени привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами (например, в таком положении оказывается молодой муж, если мать и жена ставят его перед невозможным для него выбором);
2) Выбор между в равной степени непривлекательными возможностями (женщина не может решиться развестись с нелюбимым мужем, так как не хочет, чтобы ребенок рос без отца);
3) Одна и та же возможность в равной степени и привлекательна и непривлекательна, имеет и "плюсы", и "минусы" (внутренняя борьба связана со взвешиванием всех "за" и "против": например, соглашаться ли на более высокооплачиваемую, но неинтересную работу и т.п.).
Когнитивные конфликты являются следствием столкновения несовместимых для индивида представлений. С точки зрения когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. Он испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. Например, человек, которого вы считали своим другом, совершает несовместимый с дружеским отношением поступок. Возникает противоречие двух представлений: "он мой друг" и "друзья так не поступают". В соответствии с теорией когнитивного диссонанса Л.Фестингера, люди будут стремиться к уменьшению состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два "знания" (понятия, мнения), психологически не согласованных между собой. Это и есть когнитивный диссонанс. Нередко внутренний конфликт возникает вследствие когнитивного диссонанса, когда человек не уверен в правильности принятого им решения. Многим знакомо состояние "убеждения" или "уговаривания" себя в правильности сделанного выбора. Диссонанс возникает из-за противоречия двух знаний: "Я принял решение" и "Я не уверен, что это правильное решение". Ослабление когнитивного диссонанса возможно путем изменения одного из противоречащих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу. Так, курильщик может уйти от переживания внутреннего противоречия, вызванного знанием о вреде курения, либо, убедив себя в том, что представление о вреде курения сильно преувеличено, либо успокаивая себя тем, что он по-настоящему-то и не курит, а просто балуется.
Конечно, в реальности изменения во внутренней системе представлений происходят нелегко и сопровождаются негативными переживаниями. Но когнитивный диссонанс принимает характер конфликта лишь в том случае, когда затрагиваются действительно значимые для человека представления, убеждения и ценности.
Ролевые конфликты возникают вследствие противоречий в сфере человеческой деятельности между различными ролевыми позициями личности, а также - ее возможностями и соответствующим ролевым поведением. Традиционно различают два основных вида ролевых конфликтов.
1. Конфликт "Я - роль" (или личностно-ролевой конфликт) - противоречия возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда из-за неспособности или нежелания человека соответствовать своей роли возникает проблема выбора. Можно или выбрать роль, изменив при этом себе, или отказаться от роли, или найти компромиссный способ ослабления этого противоречия.
2. Межролевой конфликт - несовместимость разных ролевых позиций личности (и соответственно требуемого ими ролевого поведения). Наиболее распространенным межролевым конфликтом является противоречие между профессиональной и семейной ролями: чем больше уделяешь времени работе, тем больше страдает семья, в то же время отказ от работы чреват ухудшением материального положения все той же семьи.
Описанные выше три основных вида внутренних конфликтов выделяются достаточно условно, так как один и тот же конфликт может проявляться одновременно в различных сферах жизни индивида и одновременно содержать компоненты мотивационного, когнитивного и ролевого противоречий. Так, мотивационный конфликт может выступать на уровне деятельности как личностно-ролевой или межролевой, а на уровне сознания как когнитивный (например, православному христианину приходится убивать врага во имя защиты отечества). При этом разделение единого конфликта на отдельные составляющие нецелесообразно.
В настоящее время в психологии наметился переход от рассмотрения внутриличностного конфликта на уровне "частичного" индивида, представленного мотивационной, когнитивной сферой или иными внутренними компонентами, к описанию конфликтов на уровне целостной личности.
Такой подход лежит в основе классификации, предложенной А.И. Шипиловым. В качестве основных структур внутреннего мира в ней выступают мотивы, ценности и самооценка личности. В зависимости от того, какие из этих структур оказываются в противоречии, различаются следующие основные виды внутриличностных конфликтов:
Виды внутриличностных конфликтов*(31)
Структуры внутреннего мира личности, находящиеся в кон- фликте |
Вид внутриличностного конфликта |
"хочу" ("Я хочу") |
"надо" ("Я дол- жен") |
"могу" ("Я есть") |
----------- |
Мотивационный конфликт (между "хочу" и "хочу") |
---------- |
Нравственный конфликт (между "хочу" и "надо") |
----------------------------- |
Конфликт нереализованного желания (между "хочу" и "могу") |
---------- |
Ролевой конфликт (между "надо" и "надо") |
---------- |
Адаптационный юнфликт (между "надо" и "могу") |
--------- |
Конфликт неадеквавной самооценки (между "могу" и "могу") |
К указанным видам внутренних конфликтов можно добавить невротический конфликт, отличающийся от обычного интенсивностью и длительностью существования и сопровождающийся выраженной непродуктивной нервно-психической напряженностью. Типология невротических конфликтов была предложена В.Н. Мясищевым:
истерический конфликт - бессознательное неразрешимое противоречие между уровнем притязаний и возможностями (между "хочу" и "могу");
неврастенический конфликт-противоречие, отражающее завышенные требования к себе, превышающее возможности личности (между "должен" и "могу");
обессивно-психастенический конфликт как невозможность сделать выбор между влечениями и нормативными представлениями (между "должен" и "хочу")
На возможность понимания внутриличностного конфликта как явления целостного самосознания личности указывал А.Н. Леонтьев. Он утверждал, что, анализируя свои поступки, человек "стоит перед "задачей на личностный смысл", но она не решается сама собой, потому что теперь она стала задачей на соотношение мотивов, которое характеризует его как личность. Нужна особая внутренняя работа, чтобы решить такую задачу и, может быть, отторгнуть от себя то, что обнажилось"*(32). В.С. Мерлин писал, что "развитие и разрешение конфликта представляет собой острую форму развития личности"*(33) Признание позитивной функции внутриличностного конфликта как фактора развития личности получило свое развитие в работе В.В. Столина, по мнению которого "множественность деятельностей приводит к множественности смыслов "Я", пересечение деятельностей - к поступкам, поступки - к конфликтным смыслам "Я", конфликтный смысл "Я" запускает дальнейшую работу самосознания".*(34)
Способы разрешения внутренних противоречий и преодоления кризисных ситуаций определяют конструктивный или деструктивный жизненный сценарий развития личности. Если противоречие, занимающее значимое место в структуре личности и касающееся ценностей, на которых основан смысл жизни человека, продуктивно разрешаются, то внутренний конфликт становится источником личностного развития, в противном случае он может стать причиной невротических реакций, психического заболевания или суицида.
2.3. Межличностные конфликты
"Межличностные конфликты - это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми" или: "Межличностный конфликт может быть определен как ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего решения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон".*(35)
Межличностные конфликты, точно так же, как внутриличностные можно описывать в соответствии с мотивационной, когнитивной и деятельностной сферой жизнедеятельности.
К мотивационным конфликтам могут быть отнесены конфликты интересов (или ресурсные конфликты), затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу. Например, муж и жена по-разному планируют провести ближайшие выходные; директор попросил поработать сверхурочно, а у подчиненного уже назначено на это время свидание с девушкой. Несмотря на то, что интересы разных сторон противоречат друг другу, возможно, им и удастся договориться. Особая разновидность конфликта интересов касается случаев, когда интересы оказываются несовместимыми. Так, например, если двое мужчин соперничают из-за женщины, и это жизненно важно для обоих, то часто при всем желании договориться они не могут. В этом случае конфликт приобретает форму строгого соперничества. В былые времена такое противоборство нередко кончалось дуэлью, приводящей к гибели одного из соперников.
К когнитивным конфликтам могут быть отнесены так называемые ценностные конфликты - случаи разногласия между участниками, связанные с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особое значение. Так, например, конфликт в организации может возникать из-за того, что сотрудники по-разному относятся к работе: для одних - это возможность самореализации и поэтому они трудятся "с душой", а другие видят в работе лишь источник средств существования и поэтому не особенно заинтересованы в результате.
Ролевые конфликты возникают из-за несовместимости действий, представлений и ожиданий людей, занимающих разное положение в структуре группы (например, между работником и контролером; между родителем и ребенком). Так, ролевой конфликт может постоянно возникать у работника, занимающего в организации маргинальную позицию. Такую позицию на производстве занимает мастер, который выполняет свою работу в условиях противоречивых ожиданий вышестоящего руководства и собственных рабочих. Если у мастера низка частота конфликтов с руководителем, то высока с коллективом, и наоборот.
Нередко ролевые конфликты являются следствием нарушения норм и правил взаимодействия. Нормы и правила, будучи регуляторами процесса межличностного взаимодействия, могут иметь скрытый, подразумеваемый характер (например, соблюдение норм этикета) или быть результатом особых договоренностей (например, отражение прав и обязанностей работника в трудовом договоре). В любом случае нарушение общепринятых норм может привести к возникновению конфликта. Причины нарушения норм и правил могут быть различны. Это может быть повышенная конфликтность одного или нескольких участников взаимодействия; недостаточное знание недавно принятым на работу сотрудником правил, принятых в коллективе; несогласие с принятыми нормами и желание их пересмотра.
В психоаналитической традиции рассматривается мотивационный аспект интерпесональных конфликтов. Поэтому противоречия, возникающие в отношениях человека с другими людьми, интерпретируются через его внутренние конфликты. Взаимоотношения в семье понимаются, исходя из конфликтов, пережитых человеком в раннем детстве в отношениях с собственными родителями.
Психологическими закономерностями собственно межличностного взаимодействия впервые заинтересовался К.Левин, который исследовал как мотивационную, так и когнитивную составляющую интерперсонального конфликта. Он рассматривал "конфликт между собственными и вынуждающими силами", то есть противоречие между собственными потребностями человека и внешним давлением, и описал специфическую возможность разрушения этой внешней власти. По мнению ученого вероятность возникновения межличноствного конфликта зависит от степени удовлетворенности базовых потребностей индивидов (например, потребности в безопасности). Анализируя семейные конфликты, ученый пришел к выводу, что для адаптации в группе индивид должен найти достаточное "пространство свободного движения" для удовлетворения своих собственных нужд внутри группы, не затрагивая интересов группы. Ограниченность "свободного движения" может привести к развертыванию конфликта. Точно так же увеличивает вероятность межличностного столкновения внешний барьер, т.е. отсутствие возможностей выйти из неприятной ситуации. Кроме того, по мнению Левина, возможность возникновения конфликта зависит от степени расхождения целей участников взаимодействия и их готовности учитывать точку зрения партнера.
М.Дойч описывает межличностные конфликты как случаи конкуренции. Он предлагает различать следующие фундаментальные измерения интерперсональных отношений:
1. Кооперация - конкуренция. К кооперативному полюсу могут отнесены такие отношения как "близкие друзья" или "коллеги", а к конкурентному - такие как "политические противники", "разводящаяся пара".
2. Распределение власти (равное или неравное): доминантность - подчиненность; автономия - контроль. На полюсе равенства находятся "близкие друзья", "бизнес-партнеры", "бизнес-соперники"; на полюсе неравенства - "хозяин - слуга", "родитель - ребенок".
3. Ориентация на задачу - социально-эмоциональная ориентация. "Близкие друзья", "муж и жена" - социально ориентированы; "экспериментатор - испытуемый", "бизнес-соперники" - ориентированы на задачу.
4. Формальный - неформальный характер отношений: отношения детерминируются главным образом социальными нормами и правилами или определяются желаниями участников взаимодействия. Отношения внутри организации обычно всегда более формальны, чем в клубе; отношения между равными имеют более неформальный характер, чем между неравными.
5. Интенсивность и значимость (глубинный или поверхностный характер отношений). Отношения в паре "продавец - покупатель" имеют поверхностный характер, а в паре "родитель - ребенок" - интенсивный.
Соответственно этим измерениям Дойч выделяет шестнадцать типов социальных отношений:
Шестнадцать типов социальных отношений*(36)
|
|
Социально-эмоциональные |
Ориентированные на задачу |
Коопе- ратив- ные |
Равные |
Неформальные |
Формальные |
Неформальные |
Формальные |
1 |
5 |
9 |
13 |
а) "интимные" |
а) "товарищи" |
а) решение проблем |
а) "организованная кооперация |
б) (влюбленные) |
б) (члены клуба) |
б) (коллеги) |
б) члены рабочей команды |
в) ухаживание |
в) социальная вече- ринка |
в) собрание персона- жа |
е) совместная ра- бота над решением проблемы с разде- лением ответствен- ности |
Нерав- ные |
2 |
6 |
10 |
14 |
а) "забота" |
а) "защита" |
а) "образовательные" |
е) иерархическая организацин |
б) (мать-ребенок) |
б) (полицейский-ре- бенок) |
б) (профессор-выпус- кник университета) |
б) (начальник-ра- ботник) |
в) нянчить |
в) помогать |
в) совместная нефор- мальная работа над исследовательским проектом под руково- дством профессора |
в) начальник дает работнику конкрет- ное задание |
Конку- рентные |
Равные |
3 |
7 |
11 |
15 |
а) "антагонистические" |
а) "соперничающие" |
а) "конкуренция" |
а) "регулируемая конкуренция" |
б) (личные враги) |
б) (разводящаяся пара) |
б) (противники в не- формальной игре) |
б) (бизнес-конку- ренты) |
в) борьба |
в) соперничество за внимание ребенка |
в) попытки выиграть очко у другого |
в) торги за конт- ракт против друг друга |
Нерав- ные |
4 |
8 |
12 |
16 |
а) "садомазохисткие" |
а) "доминирование" |
а) "борьба за власть" |
а) "регулизурмая борьба за власть" |
б) (хулиган-жертва) |
б) (эксперт-нови- чок) |
б) (власть-мятежни- ки) |
б) (охрана-заклю- ченные) |
в) мучение |
в) запугивание |
в) партизанская вой- на |
в) приказание зак- люченным идти в ногу |
Каждый тип социальных отношений (а) обозначен названием, (б) иллюстрируется в терминах людей, которые могут находиться в таких отношениях и (в) иллюстрируется типом активности, которая может иметь место в таких отношениях.
2.4. Межгрупповые конфликты
Межгрупповыми чаще всего называют конфликты между собственно группами людей, но принято также относить к межгрупповым и конфликты между отдельными представителями различных групп, и конфликтные ситуации, в которых стороны взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разных групп.
Межгрупповые конфликты являются предметом изучения многих научных дисциплин - философии, социологии, политологии, социальной психологии - и поэтому больше всего освещены в литературе.
Этот вид конфликтов также может быть описан с позиций трех подходов: мотивационного, ситуационного и когнитивного, различающихся, прежде всего, пониманием истоков и природы конфликтов.
С точки зрения мотивационного подхода, группа нуждается во внешнем конфликте с целью решения своих собственных проблем. Следствием внутренних напряжений и конфликтов в самой группе, становится аутгрупповая (направленная вовне) враждебность. Такова позиция психоанализа. Фрейд утверждал, что аутгрупповая враждебность связана с инстинктом агрессии, эдиповым комплексом и имеет универсальный характер, поскольку является основным средством поддержания сплоченности и внутренней стабильности группы. Такая интерпретация не разделялась другими исследователями, которые, тем не менее, поддерживали идею неизбежности межгрупповой враждебности.
На мотивационной трактовке межгрупповых конфликтов построена и концепция фрустрационной детерминации агрессии. Наиболее известны работы Берковица, который перенес идеи Долларда и Миллера в область социального взаимодействия. Одним из основных понятий концепции Берковица стало понятие относительной депривации, с помощью которого он объяснял этнические предрассудки и расовые конфликты. Относительная депривация - это отрицательная оценка положения своей группы по сравнению с другими группами. Своей группе приписываются меньшие возможности, ущемленность в правах, несправедливый социальный статус и.т.д. Дойч считал понятие депривации важнейшим концептом, объясняющим переживание чувства несправедливости. Это чувство вызывается, прежде всего, относительной, а не абсолютной депривацией. Люди в большей мере ощущают неудовлетворенность, если их ожидания были более высокими или они окружены людьми, которые находятся в лучшем положении, чем они. При этом относительная депривация является источником фрустрации и последующей возможной агрессии. Объектом такой агрессии может стать не тот объект, который сам вызвал фрустрацию, а любой другой, который ассоциируется с ним по признаку групповой принадлежности, оказавшийся в роли "козла отпущения". Так, демонстрация более высокого уровня жизни звезд эстрады по телевидению и в прессе может вызывать ненависть к более обеспеченным слоям населения и желание как можно больше "урвать" от жизни: смошенничать, украсть и т.д.
Ситуационный подход к изучению межгрупповых конфликтов, как уже говорилось, связан с именем Шерифа и его экспериментами по искусственному созданию ситуации жесткого соперничества между группами. Ситуация конкуренции воспринимается членами групп как внешняя угроза. При этом враждебность между группами будет тем больше, чем значительнее подвергшаяся угрозе ценность, чем существеннее цель, к достижению которой стремятся конкурирующие группы и чем серьезнее помеха на пути ее достижения. Вспомним, что в ситуации конфликта между группами наблюдался рост внутригрупповой солидарности. Развивая положение Козера, Шериф показал, что внешняя угроза и межгрупповая конкуренция приводят членов группы к преувеличению собственных достоинств и чужих недостатков. Преобразовав ситуацию конкуренции в ситуацию кооперации путем постановки общих для конфликтующих групп целей, Шериф сумел превратить врагов в друзей. Исследования Шерифа имели большое значение. На фоне пессимистических представлений о неизбежности межгрупповой враждебности, коренящейся в самой природе человека и человеческих отношений, доказательства ситуативной обусловленности конфликтов открывали возможность влияния на межгрупповые процессы и более того, эффективного управления конфликтами.
Также своего рода протестом на психологизированное, мотивационное объяснение межгрупповых конфликтов явилась так называемая "реалистическая теория конфликтов" Д.Кэмпбелла. Своим названием эта концепция обязана обращением к "реалистическим" источникам конфликта, не являющимся выражением проблем самой группы. Кэмпбелл утверждает, что межгрупповой конфликт обусловлен реальным конфликтом их интересов. При этом реальная угроза обусловливает враждебное отношение членов группы к источнику угрозы и групповую солидарность, увеличивает непроницаемость групповых границ, уменьшает отклонение индивидов от групповых норм и приводит к необходимости наказания и остракизма членов группы, отклоняющихся от этих норм. Ошибочное восприятие членами группы угрозы со стороны внешней группы обусловливает повышенную групповую солидарность и враждебность в отношении внешней группы. Из этого следует, что возможно сознательное использование выявленных закономерностей для усиления сплоченности группы и ее сохранения, например, искусственное нагнетание внешней угрозы, поиск врага и т.д.
М.Дойч, сравнивая результаты влияния кооперативной и конкурентной ситуации, выявил следующие закономерности:
Различия между группами, вовлеченными в кооперативное
или конкурентное взаимодействие
|
Кооперация |
Конкуренция |
Коммуникация |
Открытый, честный обмен информации между участниками. |
Недостаточность коммуникации, попытки разными способами получить информацию о других, вводя их в заблуждение ложной информацией о себе. |
Восприятие |
Усиление восприятия сторон к сходству и общности интересов, тенденция к сближению представлений и ценностей, снижение тенденции к подчеркиванию различий. Усиление способности принимать другую точку зрения. |
Усиление восприимчивости к различиям и опасности, идущей от других, и минимизирование сходства с ними. Чувство полной оппозиции "Ты плохой - я хороший". |
Установка по отношению друг к другу |
Ведет к доверительным, дружеским установкам относительно друг друга, Увеличивает желание помогать другим, способствует взаимному принятию и ожиданию быть принятым |
Ведет к подозрительным, враждебным уста- новкам, усиливает готовность негативно реагировать на просьбы и потребности дру- гих, способствует взаимному отвержению и ожиданию быть отвергнутым |
Ориентация на задачу |
Усиливает тенденцию подходить к решению общей задачи с использованием их индиви- дуальных возможностей и делает способными заменять друг друга в совместной работе. Способстет координации усилий, общему поль- зованию ресурсами, увеличивая продуктив- ность взаимозависимой деятельности. Ведет к определению конфликтных интересов как об- щей проблемы, которая может быть решена со- вместными усилиями. Облегчает признание за- конности интересов друг друга и необходимо- сти поиска решения, отвечающего интересам обеих сторон. Ограничивает масштаб конфлик- тных интересов. Попытки повлиять на другую сторону имеют тенденцию ограничиваться про- цессом убеждения. Целью становится усиление общей мощи и ресурсов. |
Разделение ресурсов и труда, координация действий таким образом, что страдает про- дуктивность выполнения задач которые были бы оптимально решены в ходе взаимосвязан- ной работы. Стимулирует представления, что конфликты могут разрешаться только в результате навязывания одной стороне по- зиции другой. Целями участников стано- вится усиление собственной мощи и ослаб- ление другой стороны, что увеличивает ма- сштабы конфликтных проблем. Для влияния на других используются насилие, тактика угроз и хитрости. |
Когнитивные подходы придают основное значение когнитивным установкам групп относительно друг друга.
Эксперименты С.Уэрчела и его коллег, в опровержение реалистической теории Кэмпбелла, показали, что аутгрупповая враждебность может наблюдаться и без объективного конфликта интересов. Искусственно установив границы между группами испытуемых, одна из которых была одета в белые халаты, а другая - в красные, ученые показали, что установки групп относительно друг друга больше зависят от выраженности границ, чем от кооперативного или конкурентного контекста взаимодействия. Кроме того, было отмечено, что если совместные усилия прежде враждовавших групп заканчиваются неудачей, это может привести к углублению конфликта между нами. Так эксперимент, начавшийся в рамках ситуационного подхода Шерифа, завершился признанием решающей роли когнитивных моментов в возникновении конфликта.
Широко известны также работы Г.Тэджфела по теории социальной идентичности. Полемизируя с позицией Берковица, Тэджфел и Тэрнер, не считают межгрупповые конфликты единственным и неизбежным следствием относительной депривации, поскольку люди могут выбирать разные способы реагирования. Например, индивид может выйти из низкостатусной группы и перейти в более для него привлекательную. Кроме того, он может изменить критерии сравнения своей группы с другими (профессия врача недостаточно хорошо оплачивается, зато она гораздо больше нужна людям, чем профессия элитного кутюрье); он может также изменить объект сравнения, найдя группу, еще более низкостатусную, чем его собственная.
Таким образом, когнитивисты считают ведущим фактором межгруппового взаимодействия возникающие при этом социальные установки.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое социальный конфликт? В каких сферах он может проявляться?
2. Какие можно выделить виды социального конфликта?
3. Расскажите о специфике анализа внутриличностного конфликта в психоанализе.
4. Какие функции выполняет механизм психологической защиты?
5. Какие виды психологической защиты вы знаете? Приведите примеры различных видов защиты из жизни и художественной литературы.
6. Какие виды внутриличностного конфликта можно выделить? Приведите соответствующие примеры.
7. Дайте определение межличностного конфликта.
8. Расскажите об исследованиях К.Левина. Каковы, с точки зрения Левина, факторы, способствующие возникновению межличностных конфликтов?
9. Как понимается интерперсональный конфликт в теории М.Дойча?
10. Расскажите о внутриличностных и межличностных ролевых конфликтах.
11. Какие конфликты относятся к межгрупповым?
12. Какова роль относительной депривации в возникновении межгрупповых конфликтов?
13. Каким образом эксперименты Шерифа указывают на возможность управления конфликтами?
14. Расскажите о "реалистической теории конфликта" Д.Кэмпбелла.
15. Каковы закономерности кооперативного и конкурентного межгруппового взаимодействия по Дойчу?
16. Какова роль когнитивных установок в межгрупповом взаимодействии?
17. В чем проявляется общность различных видов конфликтов?