Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Феноменология конфликтов
3.1. Структура конфликта
Изучение конфликтов включает в себя не только определение их видов, функций, исследование закономерностей их протекания, но и феноменологическое описание, включающее анализ структуры и динамики конфликтов.
Структурные характеристики конфликта являются статичными элементами и представляют собой его составные части.
Анализируя структуру конфликта, Л.А. Петровская выделяет следующие основные понятия:
стороны (участники) конфликта;
условия протекания конфликта;
образы конфликтной ситуации;
возмож ные действия участников конфликта;
исходы конфликтных действий.
Н.В. Гришина, выделяет в конфликте также 5 структурных элементов, однако понимает их несколько по-иному:
стороны (участники) конфликта;
условия конфликта (включают условия его возникновения и условия его протекания);
предмет конфликта;
действия участников конфликта;
исход (результат) конфликта.
При таком понимании структуры конфликта предполагается, что субъективные образы происходящего возникают по поводу каждого из его компонентов: может возникать субъективный образ восприятия друг друга участниками конфликта, субъективное понимание причин и условий его протекания, предмета, действий сторон, а также субъективное представление об исходе конфликтных действий.
3.1.1. Стороны (участники) конфликта
В конфликтологии чаще всего участники конфликта обозначаются как противостоящие стороны или оппоненты, реже как конкуренты или соперники. Если конфликт протекает в острой форме, их называют противниками.
Описываются участники сторон чаще всего в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется взаимодействие в данной ситуации ("начальник" - "подчиненный", "родители" - "дети" и т.п.). При описании конфликтующих сторон важно выявить их интересы, цели, социокультурные и индивидуально-психологические особенности.
Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию начинается с действий одного из них, выступающего в качестве инициатора конфликта. Если и на последующих стадиях развития конфликта инициатива действий чаще остается за одной стороной, то она считается активной стороной, а другая - пассивной.
Для успешного разрешения конфликта необходимо учитывать интересы не только его непосредственных участников, но и других лиц, вовлеченных в данную ситуацию, а также тех, чья позиция может иметь влияние на исход конфликта. Такие субъекты могут рассматриваться как пассивные участники данной конфликтной ситуации.
3.1.2. Условия возникновения и протекания конфликта
Под условиями возникновения конфликта обычно понимают объективные особенности внешней ситуации и субъективные факторы, связанные с взаимоотношением людей и их отношением к происходящему.
По мнению Дойча, ситуация взаимодействия людей, независимо от их отношения к ней, может быть объективно охарактеризована как кооперативная (с позитивной взаимозависимостью людей) или конкурентная (с противоречивой или негативной взаимозависимостью). Считается, что объективно конкурентные отношения являются одним из условий, способствующих возникновению конфликта, несмотря на то, что люди могут не рассматривать свои отношения как противоречивые или конкурентные. В качестве непосредственной причины конфликта могут выступать различные факторы:
информационные (неприемлемость информации, дезинформация, несвоевременность информации и т.д.),
поведенческие (неуместность, грубость, бестактность, эгоистичность и т.д.)
факторы отношений (неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами),
ценностные факторы (принципы, предрассудки, предпочтения, приоритеты, нравственные ценности и т.д.),
структурные факторы (относительно стабильные объективные обстоятельства, трудно поддающиеся изменению, например, власть, право собственности и т.д.).
Таким образом, причины возникновения конфликта связаны с каким-то конкретными действиями участников ситуации или возникшими обстоятельствами.
Условия протекания конфликта представляют собой факторы, оказывающие влияние на его развитие. Одним из таких факторов является социокультурный контекст конфликта, включающий культурные нормы протекания и разрешения конфликтов. Непосредственный ситуационный фон взаимодействия сторон может выступать как фактор ужесточения конфликта. Наличие третьих сил, заинтересованных в том или ином исходе противодействия, может влиять на смягчение или обострение конфликта. Организация диалога между сторонами, осуществляемая посредником, является фактором, способствующим конструктивному разрешению конфликта.
3.1.3. Предмет конфликта
Предмет (или объект) конфликта - это то, что становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон, предметом споров, борьбы и переговоров участников взаимодействия. Это может быть конкретный объект (например, материальный предмет один на двоих), конкретная возможность (например, одна должность, на которую претендуют несколько человек) или некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, это может быть соблюдение или несоблюдение каких-то правил и т.д. Предмет конфликта обычно связан с целями конфликтующих сторон, однако не все цели участников конфликта связаны с его предметом.
3.1.4. Действия участников конфликта
Взаимонаправленность и взаимообусловленность действий участников конфликта заставляет рассматривать их не как действия отдельных людей, а как целостный процесс взаимодействия. Конфликт представляет собой реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как конфликтной и переход к конфликтному взаимодействию. Таким образом, действия участников можно рассматривать, с одной стороны, как структурный элемент конфликта, а с другой стороны - как его динамическую характеристику.
3.1.5. Исход конфликта
В качестве структурной составляющей исход представляет собой не столько результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у его участников. Это идеальное представление и определяет направленность самого конфликта. Далеко не всегда все цели сторон осознаются и формулируются в терминах достижения конкретных результатов, тогда как образ желательного исхода становится регулятором конкретных действий участников конфликта.
3.2. Динамические характеристики конфликта
(Психологический подход)
Конфликт можно рассматривать не только как структуру, но и как процесс, протекающий во времени. К динамическим характеристикам относятся стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях, а также - регуляторы взаимодействия.
Как уже говорилось, различение структурных и динамических параметров конфликта не всегда бывает достаточно четким. Однако, поскольку выявление и описание структурных компонентов конфликта не позволяет прогнозировать его развитие, с практической точки зрения гораздо важнее оказывается рассмотрение его динамических характеристик. Динамике конфликта уделяется основное внимание в конфликтологии. Знание периодов и этапов развития конфликта позволяет разрабатывать более эффективную программу по урегулированию конфликта.
Развитие конфликта включает следующие этапы:
возникновение объективной конфликтной ситуации или предконфликтной ситуации;
осознание ситуации как конфликтной;
конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);
разрешение конфликта.
Динамические характеристики конфликта описывают процесс возникновения конфликта из некоей совокупности внешних условий, о протекании конфликтного взаимодействия и о разрешении или каком-либо ином его завершении.
При описании динамики конфликта приходится сталкиваться с определенными трудностями. Далеко не всегда удается на практике точно выявить начало конфликта, границу перехода конфликтной ситуации в открытое противоборство, определить границы его стадий.
3.2.1. Возникновение объективной конфликтной ситуации
Среди множества объективных ситуаций, в которых оказывается человек на протяжении всей своей жизни, можно выделить те, которые можно обозначить как критические жизненные ситуации, требующие разрешения или преодоления. Такие ситуации не могут быть преодолены привычным способом и требуют поиска нового решения.
При описании разнообразных трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний психология использует такие понятия как стресс, фрустрация, конфликт, кризис.
В обыденном языке для описания критических жизненных ситуаций часто используется понятие стресса. Слово "стресс" в переводе с английского означает "напряжение". В научный оборот этот термин введен в 1936 году выдающимся канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим общую концепцию стресса. Согласно определению Селье, "стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование".*(37) Термин "неспецифический" в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям индивида. Причем с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы сталкиваемся. "Вредоносный или неприятный стресс называют "дистресс".*(38) По мнению Селье, "стресс, вызванный необходимостью уживаться друг с другом, - главная причина дистресса".*(39) Такое понимание стресса прямо соотносится с понятием конфликта. Однако стресс может быть вызван и физическими или иными кратковременными воздействиями (например, посещение стоматолога), тогда как более или менее длительные переживания человека, связанные со значимыми для него психологическими проблемами, переживаются обычно в таких формах, как конфликты и кризисы.
Таким образом, конфликт относится к критическим жизненным ситуациям, которые представляют собой эмоционально переживаемые человеком жизненные обстоятельства, воспринимаемые им как сложная психологическая проблема, требующая своего разрешения.
В наиболее ранних описаниях и исследованиях конфликта допускалось его возникновение по одним объективным, независимым от человека причинам. Таково, например, психоаналитическое представление о бессознательных конфликтах, вытекающих из законов существования психики, неподвластных человеку. К таким представлениям можно отнести эксперименты Н.Миллера и А.Р. Лурия по созданию конфликта извне, предполагающих "бессубъектное" понимание конфликта.
Более поздние представления исходят из объективно-субъективной природы возникновения конфликта.
3.2.2. Осознание ситуации как конфликтной
Невозможность однозначно связать возникновение конфликта с определенным набором объективных факторов свидетельствует о наличии субъективных переменных в его происхождении. Иногда кажется, что конфликт возникает и развивается без видимых причин. В то же время, наличие целого ряда конфликтогенных факторов может и не привести к возникновению конфликта.
Современные подходы настаивают на диалектическом понимании объективно-субъективной природы конфликтов, предполагающем не только наличие объективных условий возникновения конфликта, но и субъективной оценки ситуации. Восприятие ситуации как конфликтной создает для субъекта необходимость реагирования в виде выбора соответствующей стратегии конфликтного взаимодействия (или ухода от него).
Воспринимая внешнюю ситуацию, человек сравнивает ее с другими, известными ему по прошлому опыту, и соответственно определенным образом "интерпретирует" ее, относит к той или иной категории ситуаций. По мнению специалистов в области социального восприятия, в оценке ситуации скорее имеет место целостное "схватывание" образа ситуации в аффективных тонах.
Развитием представления о значимости субъективного восприятия ситуации явились выводы американского социолога У.Томаса, которые он сформулировал в так называемой теореме Томаса: "Если ситуации определяются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям".*(40)
Классическим примером, подтверждающим выводы теоремы Томаса, является случай, описанный Р.Мертоном под характерным названием "Самовыполняющееся пророчество". Реальная ситуация биржевого краха в Нью-Йорке в 1929 году, с которой началась Великая Депрессия 30-х годов, была вызвана тем, что люди все одновременно стали забирать свои деньги из банков. Проведенное исследование показало, что в банках были наличные деньги, но люди этому не поверили, определили ненастоящую ситуацию как истинную. В результате банки один за другим обанкротились. Другим примером превращения мнимой ситуации в настоящую может служить знаменитый "тюремный эксперимент" американского психолога Ф.Зимбардо. Изучая влияние на личность социальных ролей, ученый организовал своеобразную игру, в которой студенты по жребию разделялись на "тюремщиков" и "заключенных". Мнимая тюрьма вскоре стала реальностью. "Охранники" не были злыми людьми, однако стали проявлять по отношению к "узникам" садизм и жестокость. В своих действиях и переживаниях участники превращаются в настоящих надзирателей и заключенных.
Таким образом, согласно теореме Томаса, ситуация становится конфликтом, если человек определяет как ее конфликтную, поскольку в своих действиях в данной ситуации он основывается на этом определении, развивая конфликтное взаимодействие, выбирая соответствующие стратегии поведения и оценивая определенным образом действия партнера. Установка, формирующаяся каждый раз в процессе определения ситуации, выполняет положительную функцию, снижая у субъекта дискомфорт от чувства неопределенности. В подтверждение теоремы Томаса можно вспомнить модель описания конфликта как когнитивной схемы: если ситуация определяется как конфликтная, будут избирательно восприниматься доказательства, подтверждающие эту схему.
Люди сами "конструируют" конфликт, приписывая ситуации соответствующее значение: "Человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но "определяет" ее, одновременно "определяя" себя в этой ситуации, и тем самым он фактически сам создает, "конструирует" тот социальный мир, в котором живет",*(41) - пишет Н.В. Гришина.
Сила влияния внешних и субъективных факторов может различаться в разных ситуациях. Чем большей определенностью обладает объективная ситуация, тем более она навязывает определенную схему своего восприятия, тем более однотипные реакции вызывает. Чем менее определенной является ситуация, тем в большей степени в ее восприятии проявляются индивидуальные особенности людей. В конфликтологической литературе первый тип ситуаций обозначается как "сильные ситуации", а второй - как "слабые".
На восприятие внешней ситуации как конфликтной оказывают влияние три группы факторов:
объективные факторы (определенные свойства самой ситуации);
принадлежность человека к определенному социальному, культурному, профессиональному слою;
индивидуальные особенности человека (индивидуально-психологические особенности, склонность к преимущественной оценке ситуаций в тех или иных понятиях, возраст, пол).
3.2.3. Выбор стратегии реагирования
Конфликтное взаимодействие начинается с выбора стратегии реагирования, направленной на преодоление противоречия в ситуации, которая воспринимается человеком как конфликтная. Точнее, в большинстве случаев речь идет о фактически немедленной реакции индивида вследствие мгновенной оценки ситуации. Здоровой реакцией человека на противоречие или дезинтеграцию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является стремление к преодолению дисгармонии и напряжения.
Конфликтологи выделяют 5 традиционных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, хотя и описывают их в различных терминах:
доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость);
уход (избегание, игнорирование);
уступчивость (иногда описывается как приспособление);
сотрудничество (кооперация, интеграция);
компромисс (некоторые считают компромисс формой сотрудничества).
Иллюстрацией 5 стратегий конфликтного реагирования может служить широко известный рисунок К.Томаса, отражающий зависимость поведения от степени ориентации на свои собственные интересы и интересы партнера:
Ориентация на |
свои интересы | Соперничество Сотрудничество
|
|
| Компромисс
|
|
| Уход Уступчивость
|
\---------------------------------------------------
Ориентация на
интересы партнера
В исследованиях адаптационного процесса при стрессе были выявлены три типа поведенческих стратегий: противодействие, приспособление и уход от стрессорного воздействия. В соответствии с этим при описании форм конфликтного реагирования Н.В. Гришина предлагает пользоваться понятиями "уход" (включает стратегии избегания и уступчивости), "борьба" (доминирование), "диалог" (сотрудничество и компромисс). Каждая из этих стратегий может быть эффективной и иметь преимущества перед другими при определенных условиях, но ни одна из них не может считаться наилучшей или универсальной.
3.2.3.1. Уход от конфликта
Уход от травмирующих воздействий имеет физиологические корни. Естественной реакцией на сильный стресс у человека является включение физиологического механизма охранительного торможения. Индивид может впадать в таких ситуациях в "ступор", оцепенение или полностью отключаться от стрессогенной реальности, упав в обморок. Уход от травмирующей ситуации может быть как функциональным, так и дисфункциональным. Так, например, застывание на месте перед несущимся на человека автомобилем может оказаться гибельным для него, в то же время, оцепенение часто спасает людей от нападения змеи.
В психологии известно, что уход от конфликта может быть как сознательным, так и бессознательным. Бессознательный уход от проблемы наиболее полно описан в психоанализе. Включение защитных механизмов (вытеснения, замещения, сублимации, рационализации, регрессии и др.) призвано осуществлять охрану психики с помощью бессознательных психических процессов. Ту же функцию выполняют и более сложные поведенческие формы "ухода", например, "бегство в болезнь", которое Фрейд рассматривал как способ регрессивного реагирования на неудовлетворительную ситуацию. Психоанализ признает стратегию ухода от конфликта неконструктивной.
В поведенческих теориях стойкая тенденция уходить от конфликта считалась результатом научения. В этом плане показательна теория "выученной беспомощности" М.Селигмана. Согласно этой теории, закрепившийся в поведении субъекта опыт невозможности повлиять на события собственной жизни приводит к его пассивности даже в тех ситуациях, благоприятный исход которых однозначно зависит от его действий. Экспериментальные исследования выявляют индивидуальные различия в выборе активного или пассивного реагирования на стрессовые воздействия. Так, обнаружилось, что примерно 30% испытуемых не выучиваются беспомощности и продолжают активно искать выход из стрессовой ситуации при любых обстоятельствах.
Механизмом ухода от противоречия в когнитивных подходах признавалась переинтерпретация возникшей проблемы таким образам, что она перестает восприниматься как проблема, требующая разрешения. Так, можно разрешить внутренний конфликт, вызванный несовместимостью представлений о дружеских отношениях с человеком, который поступил не по-дружески, с помощью переинтерпретации одного из представлений. Например, можно обесценить свои отношения с данным человеком, убедив себя, что не очень-то хотелось дружить с ним, или можно попытаться оправдать его поступок тем, что тот что-то не так понял, или что на самом деле поступок его не так уж плох. Однако не всегда переинтерпретация означает желание уйти от проблем, часто она помогает человеку реально пересмотреть свое отношение к ситуации и найти верное решение.
В обыденном сознании закрепилось представление о желательности избегания конфликтов: "Худой мир лучше доброй ссоры". Естественно, что человек не хочет терять свои связи с другими людьми, и поэтому стремится избегать конфронтации. В конфликтологии принято считать уход от конфликта рациональным, если есть основания предполагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для участника конфликтной ситуации: либо принесет ему успех без особых усилий, либо, улучшив расстановку сил в его пользу, предоставит ему более выгодные возможности.
В межличностном взаимодействии уход от конфликта может реализоваться в двух основных стратегиях поведения: избегании и уступчивости. Избегание, уход от конфликта или уступчивость могут иметь негативные последствия, если проблема является значимой для человека. В то же время, такие стратегии поведения оптимальны, когда нецелесообразно растрачивать силы на борьбу за ненужные человеку блага или шансы что-либо улучшить близки к нулю. Однако уступчивость не может считаться оправданной, если за ней стоит неспособность или нежелание решать свои проблемы.
3.2.3.2. Борьба (Соперничество)
Борьба с самим собой или с другим человеком является попыткой разрешить внутри- или межличностное противоречие путем подавления одной из сторон конфликта. Такая стратегия включает различные приемы давления на партнера с целью ослабления его позиции и соответствующего усиления собственной. В результате это может привести либо к принятию противостоящей стороной предлагаемой ей позиции, либо, по крайней мере, к отказу от своей позиции и выходу из ситуации.
В интерперсональном взаимодействии подавление другого выступает в форме доминирования - стратегии, ориентированной на свои собственные интересы при пренебрежении интересами партнера и его позицией. Такая стратегия может обеспечить человеку возможность тактического выигрыша в какой-то конкретной ситуации, однако вызывает негативную реакцию окружающих и постепенно приводит к осложнению отношений с ними. Впоследствии такой человек начинает испытывать трудности в решении проблем, зависящих от других. С этим и связана общая оценка, которую дают конфликтологи стратегии доминирования. Чем более долговременные отношения связывают участников взаимодействия (семья, совместная работа и т.п.), тем более важным является сохранение их отношений, а не получение выигрыша за счет подавления партнера.
3.2.3.3. Диалог
Собирательным понятием диалога могут быть объединены стратегии, используемые с целью поиска оптимального решения проблемы, выработки точки зрения, интегрирующей противостоящие позиции, или компромисса, их примиряющего.
Отечественные исследователи в своих трудах опираются на концепцию диалога, разработанную М.М. Бахтиным. Диалог - это не всякий разговор с самим собой или с другим человеком. В диалоге обе смысловые позиции получают равное право выражения. Диалог противопоставляется монологу, в котором выражена лишь одна смысловая позиция. При таком понимании монолог сопоставим со стратегией доминирования, поскольку предполагает преимущественное воздействие одной, более активной стороны на другую.
Будучи вовлечен в межличностный конфликт, субъект нередко ведет воображаемый диалог с партнером, приводя аргументы в пользу своей позиции, высказывая свое мнение по поводу его точки зрения. Кроме того, в такой ситуации он может вести внутренний диалог и с самим собой. Внутриличностный диалог может быть представлен как коммуникация субличностей (относительно самостоятельных разноуровневых частей личности, образующих ее внутреннюю структуру). Неприятие и блокировка, каких-то фрагментов "Я" может стать предметом психотерапевтической или психологической работы, которая включает процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности с целью реального раскрытия личностного потенциала и интеграции духовного измерения человеческой психики.
Диалог многие современные авторы признают стратегией, в наибольшей степени способствующей конструктивному преодолению противоречий при решении проблем. Особенную ценность приобретают диалоговые стратегии при долговременных отношениях партнеров, когда залогом конструктивного разрешения будущих противоречий становится взаимопонимание и сохранение доброжелательности.
3.2.4. Конфликтное взаимодействие
Поскольку решающее значение в конфликтном взаимодействии имеют стратегии, развиваемые конфликтующими сторонами, важной задачей становится возможность выявления влияния этих стратегий на исход конфликта. Внимание ученых сосредоточено в основном на двух типах взаимодействия в конфликте: конкурентном и кооперативном, которые в реальной ситуации могут переходить друг в друга. Так, первоначальные попытки договориться, не увенчавшиеся успехом, могут смениться борьбой сторон. Неудачи силового решения вынуждают участников к возобновлению переговоров.
Выбор стратегии взаимодействия в свою очередь зависит от ситуационного контекста взаимоотношений сторон, который обусловлен:
1) характером ситуации (конкурентным или кооперативным: кооперативные отношения порождают ориентацию участников не только на достижение своих целей, но и на сохранение хороших отношений в дальнейшем);
2) прежним опытом отношений сторон (позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления в прошлом становится положительным фактором, а негативный опыт - отрицательным фактором, влияющим на развитие нового конфликта; на основе прежнего опыта отношений формируются установки сторон на тот или иной тип взаимодействия с партнером);
3) наличием благоприятных и неблагоприятных условий, в том числе "третьих сил", заинтересованных в усилении или ослаблении конфликта;
4) поведением партнера в ситуации (вспомним эксперименты Дойча по созданию реальных конфликтов в лабораторных условиях, выявившие стратегии, стимулирующие кооперативное поведение партнера: стратегии "кнута и пряника", позитивного противопоставления, "подставь другую щеку", "исправившийся грешник").
Важнейшими регуляторами взаимодействия сторон являются образы конфликтной ситуации, включающие отражение происходящего, образы участников конфликта и их интерпретацию, независимо от своей истинности.
Существует нормативная регуляция конфликта, обусловленная:
стремлением участника конфликта к нормативному обоснованию своих позиций и действий;
существованием правил конфликтного взаимодействия;
культурными и этическими нормами конфликтного взаимодействия.
Участники конфликтного взаимодействия могут иметь тенденцию к противопоставлению себя и другого. Образы противостоящей стороны пристрастны. В восприятии преобладает тенденция к возложению на "другого" ответственности за конфликт и к приписыванию ему отрицательных качеств. Таким способом производится обесценивание позиции противника и усиление собственной. Противопоставление "Я - Другой" ("Мы - Они") выполняет защитную функцию. В условиях конфликта может также наблюдаться явление "двойного стандарта". Оно проявляется в существовании разных нормативов "для себя" и "для другого", приписывании одним и тем же действиям разного смысла: собственное поведение интерпретируется как вынужденное, предопределенное в большей мере ситуативными факторами и действиями противоположной стороны, в то время как действия "другого" интерпретируются как преднамеренные.
Критерием морального обоснования своей позиции для участников конфликта служит понятие справедливости. Однако представление о справедливости само зависит от позиции участника взаимодействия и потому не может выступать реальным критерием в регуляции отношений
Конфликтное взаимодействие происходит по "правилам", которые могут иметь скрытый характер и приниматься участниками взаимодействия как "нечто само собой разумеющееся" и потому не всегда осознаются ими. "Правила" взаимодействия могут изменяться в зависимости от особенности ситуации (например, для ситуации взаимодействия с начальником, коллегой и подчиненным могут существовать разные правила).
В конфликтном взаимодействии участники либо стараются оказать одностороннее влияние на противоположную сторону, либо стремятся выстроить с партнером диалог. С точки зрения этики, конфликт может вестись по правилам "честной" или "нечестной" игры (партнер может рассматриваться как средство достижения цели или, наоборот, помеха на пути к ней, то есть противника пытаются либо использовать, либо нейтрализовать). Существуют определенные виды психологического влияния (воздействия на мотивы, ценности партнера, на его представления о сложившейся ситуации, эмоциональные состояния и т.д.): убеждение, внушение, заражение, просьба, принуждение, игнорирование, манипуляция и др. Большая часть видов влияния имеет амбивалентный характер, то есть может носить как конструктивный характер, так и деструктивный, в зависимости от целей партнеров и особенностей ситуации. Автор концепции "цивилизованного противостояния влиянию" Е.В. Сидоренко различает "цивилизованные" (аргументация, самопродвижение) и "варварские" виды влияния (нападение, принуждение). Промежуточным звеном между цивилизованным и варварским влиянием Сидоренко считает психологическую манипуляцию. При этом очевидно, что цивилизованное влияние в основном сопоставимо с кооперативным взаимодействием, а варварство и манипулирование - с конкурентным. Тем не менее, многие виды влияния (такие как аргументация, убеждение) могут изменять свою окраску в зависимости от того, применяются ли они в целях борьбы или в целях диалога.
Н.В. Гришиной на основе анализа многочисленных конфликтов было выделено три модели развития конфликта в зависимости от прежнего опыта отношений конфликтующих сторон. Прежний опыт разрешения конфликтов задает определенную установку участников на тот или иной тип взаимодействия. Установки в свою очередь начинают определять такие характеристики конфликта как преследуемые цели, восприятие партнера по ситуации, объем предмета разногласий, характер взаимодействия с партнером, используемые средства воздействия на него. В соответствии с этим выделяются модель сотрудничества, модель кооперации и модель конкуренции.
Сотрудничество ориентировано на сохранение позитивных отношений и поиск решения, удовлетворяющего обе стороны. Такая модель развития конфликта приложима к взаимоотношениям в стабильной семье или между близкими друзьями. Используемые при этом стратегии разрешения конфликта можно определить как диалог.
Кооперация предполагает стремление участников конфликта "решить проблему". Такая модель описывает взаимодействия сторон с опытом прежних разногласий, которые не были успешно преодолены и закрепились у участников ситуации в виде опыта "недоговоренности". Кооперация - это стратегия, направленная скорее на достижение формальных решений и оставляющая нерешенными проблемы отношений сторон. Такую стратегию можно считать уходом от разрешения конфликта.
Конкуренция как тип взаимодействия характеризуется отсутствием у участников желания разрешить возникшее между ними противоречие. Целью их взаимодействия становится "победа" над противостоящей стороной. Конкуренция связана с опытом негативного взаимодействия, включавшим негативные эмоциональные компоненты - неприязнь, враждебность и т.д. Такой тип взаимодействия может быть описан как борьба.
Модели развития конфликта*(42)
Прежний опыт взаимодей- ствия участников кон- фликта |
Позитивный опыт отсутст- вия разногласий или их успешного преодоления |
Опыт неопределенных раз- ногласий и "недоговорен- ности" |
Опыт неопределенных раз- ногласий и негативного эмоционального взаимоде- йствия |
| Отношение к новой ситу- ации |
| Уверенность в возможнос- ти договоренности, стре- мление к поиску взаимо- понимания |
| Отсутствие уверенности в возможности договорить- ся, поиск формального выхода из ситуации |
| Нежелание договаривать- ся, актуализация негати- вных чувств |
| Параметры взаимодейст- вия Цепь Неформальные компоненты в общении Восприятие противостоя- щей стороны Средства воздействия |
| Договориться Позитивные неформальные компоненты Партер Использование неформаль- ных компонентов - убеж- дения, аргументации, по- пытки договориться |
| Решить проблему "Формализация общения" Оппонент Использование формальных компонентов, апелляция к формальному порядку |
| "Победить" Негативные неформальные компоненты Противник Использование средств борьбы - силовое давле- ние, эмоциональные уда- ры, "ловушки" и т.п. |
| Тип взаимодействия |
| Сотрудничество |
| Кооперация |
| Конкуренция |
3.3. Этапы развития конфликтов
(Междисциплинарный подход)
Конфликт - это сложное динамическое образование, имеющее свои границы и этапы (фазы или стадии) развития.
"Границы конфликта - внешние структурно-динамические пределы конфликта: субъектные (количество основных участников); пространственные (территория, на которой происходит конфликт); временные (продолжительность конфликта)"*(43). Чтобы погасить конфликт, стороны должны заключить договор, который определяет его процесс и результаты, взаимное соотношение сил, а также нормы и правила дальнейшего взаимодействия оппонентов. Чем четче очерчен предмет конфликта, тем очевиднее признаки, знаменующие победу, тем больше шанс, что конфликт будет локализован во времени и пространстве. По мнению Козера, длительность конфликта определяется следующими факторами: ясностью целей конфликтующих сторон, степенью их согласия по поводу смысла победы или поражения, способностью лидеров понять, чего стоит победа, и убедить своих сторонников в том, что желательно прекратить конфликт.
Авторы единственного отечественного междисциплинарного обзора по проблемам конфликта А.Л. Анцупов и А.И. Шипилов выделяют в динамике конфликта три крупных периода:
а) латентный (предконфликтный) период;
б) открытый период (собственно конфликт)
в) латентный период (послеконфликтная ситуация).
Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы:
возникновение объективной проблемной ситуации;
осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
попытки разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;
возникновение предконфликтной ситуации.
Возникновение объективной проблемной ситуации. На данном этапе возникает противоречие между субъектами (их целями, действиями, мотивами, стремлениями и т.п.). Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Многие проблемные ситуации, ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других сферах жизни, существуют длительное время, не переходя в открытый конфликт. Одним из условий такого перехода является осознание объективной проблемной ситуации.
Осознание объективной проблемной ситуации предполагает восприятие возникших противоречий и понимание необходимости предпринять с целью их разрешения какие-то действия. Ситуация воспринимается субъективно, с искажениями, поскольку этому способствует наличие препятствия для реализации интересов сторон. Субъективность восприятия обусловлена не только природой психики, но и различиями социальных установок, ценностей, идеалов и интересов сторон. Различия в знаниях, потребностях и другие особенности субъектов взаимодействия также влияют на восприятие ситуации. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.
Попытка сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание противоречия не всегда автоматически ведет к противоборству. Часто хотя бы одна из сторон пытается решить проблему путем убеждения, разъяснения, просьб, информирования оппонента. Нередко один из участников взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.
Возникновение предконфликтной ситуации связано с тем, что ситуация воспринимается как угроза каким-то общественно важным интересам одной из сторон взаимодействия, угроза ее безопасности. Причем если для проблемной ситуации характерно восприятие потенциальной угрозы, то в предконфликтной ситуации действия оппонента рассматриваются как угроза непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы является пусковым механизмом конфликтного поведения.
Открытый период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает:
инцидент;
эскалацию конфликта;
сбалансированное противодействие;
завершение конфликта.
Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Инцидентом конфликт может и ограничится, если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу. Однако часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия, привнося новые стимулы для дальнейших шагов, способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта. Этот процесс может представлять переход от переговоров к борьбе, которая накаляет эмоции, эмоции увеличивают ошибки восприятия, в результате чего происходит интенсификация борьбы и т.д. Такой процесс получил название "эскалации конфликта".
Эскалация конфликта заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. На этом этапе возможно вовлечение в конфликт дополнительных участников. Естественное стремление конфликтующих сторон состоит в усилении своих позиций. С этой целью производится привлечение на свою сторону сильных сторонников. Если этого не остановить, может произойти качественное расширение зоны конфликта, в него будут вовлекаться все новые оппоненты. В таком случае возникает необходимость достижения договоренности об ограничении зоны конфликта и числа оппонентов.
Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы снижается. Происходит осознание того, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, Однако действия по достижению согласия еще не предпринимаются.
Завершение конфликта состоит в переходе от конфликтного противодействия к поиску путей разрешения противоречия и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
Послеконфликтный период включает два этапа:
частичную нормализацию отношений оппонентов;
полную нормализацию отношений.
Частичная нормализация отношений протекает в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имеющие место в конфликте. В это время происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.
Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Происходит преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.
В конфликте можно выделить фазу дифференциации сторон, когда конфликт развивается по нарастающей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация конфликта не теряет смысл. С этого момента взаимодействие вступает в фазу интеграции: участники конфликта начинают стремиться к соглашению, приемлемому для обеих сторон.
Вычленение периодов и этапов развития конфликта позволяет разрабатывать более эффективную программу по урегулированию конфликта как самими участниками, так и всеми заинтересованными сторонами.
Вопросы для обсуждения:
1. Расскажите о структурных характеристиках конфликта.
2. Соотношение объективных и субъективных факторов в развитии конфликта.
3. Что такое стресс? Каково соотношение понятий "стресс" и "конфликт"?
4. Всегда ли критические жизненные ситуации приводят к конфликтам?
5. О какой закономерности идет речь в теореме У.Томаса?
6. Каковы объективные и субъективные факторы, влияющие на возникновение и протекание конфликта?
7. Расскажите о стратегиях поведения в конфликтной ситуации. Целесообразно ли применять одну наилучшую стратегию в любой конфликтной ситуации?
8. Какие виды психологического влияния используются конфликтующими сторонами в рамках различных стратегий взаимодействия?
9. Как могут быть охарактеризованы конфликтные действия с точки зрения этики?
10. Расскажите о регуляторах взаимодействия конфликтующих сторон.
11. Как влияет на исход конфликта прошлый опыт взаимодействия партнеров? Опишите модели развития конфликта по Н.В. Гришиной.
12. Расскажите о междисциплинарном походе к описанию динамики конфликтов по А.Л. Анцупову и А.И. Шипилову.
13. Может ли объективная проблемная ситуация не осознаваться участниками конфликта? Возможно ли возникновение конфликта в этом случае?
14. Что такое эскалация конфликта?
15. Для чего необходимо знание периодов и этапов протекания конфликтов?
Часть 3. Направления профилактики и разрешения конфликтов
Рассмотрение конфликта в организации предполагает, что в поле внимания конфликтологии попадают не только психологические и ситуационные характеристики, но и более широкий организационный контекст. Именно с такой точки зрения проблемами предотвращения и урегулирования конфликтов занимаются организационные психологии и специалисты по управлению персоналом. Без сомнения как на вероятность проявления, так и на остроту протекания конфликтов мощное влияние оказывает организационная культура в целом и такие ее частные проявления как уровень доверия в коллективе, его сплоченность, уровень инновационности, нормы и правила, эталоны поведения, подкрепляемые в организации ее руководством. Рассматривая конфликтные явления в организации мы не можем обойти стороной их взаимодействие с названными организационными явлениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.