Федеральный закон от 20.12.2005 N 168-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов"
Как следует из названия Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" (далее - Закон N 168-ФЗ), его принятие обусловлено созданием Российского международного реестра судов. Однако отдельного законодательного акта, который бы регулировал создание Российского международного реестра судов, принято не было. Законодательное регулирование создания и применения Российского международного реестра судов осуществлено посредством внесения изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (далее - КТМ РФ).
Создание Российского международного реестра судов, по мнению разработчиков Закона N 168-ФЗ, призвано обеспечить получение дополнительных доходов в государственный бюджет, усилить транспортную составляющую национальной безопасности, повысить авторитет торгового флота Российской Федерации в мировом судоходстве.
В соответствии с п. 1 ст. 33 КТМ РФ судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных в КТМ РФ Законом N 168-ФЗ):
- в Государственном судовом реестре;
- в Российском международном реестре судов;
- в судовой книге;
- в бербоут-чартерном реестре.
В соответствии с Законом N 168-ФЗ в Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания других связанных с осуществлением этих перевозок услуг. При этом к использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг.
Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, могут использоваться для перевозок и буксировки в каботаже в отдельных случаях и в порядке, предусмотренных КТМ РФ.
Регистрация судов в Российском международном реестре осуществляется капитанами морских торговых портов, перечень которых утверждается Правительством РФ.
В отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, страхование связанного с торговым мореплаванием всякого имущественного интереса, в том числе на территории Российской Федерации, может осуществляться по выбору судовладельца у российского страховщика или у иностранного страховщика.
Законом N 168-ФЗ вводится особый налоговый режим, предусматривающий уплату только регистрационного сбора и далее - ежегодного потоннажного сбора. Размер последнего сбора зависит от валовой вместимости судна. Закон N 168-ФЗ предусматривает ставку НДС в размере 0% и освобождение от уплаты таможенной пошлины, если в течение 45 дней в таможенный орган представлено свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов. При этом сохраняется уплата единого социального налога, а также государственной пошлины за регистрацию и ее продление.
Судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации. Регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению, порядок которого устанавливается правилами регистрации судов и прав на них.
В соответствии со ст. 36 КТМ РФ за регистрацию судов в Российском международном реестре судов (так же как и в Государственном судовом реестре, в судовой книге или бербоут-чартерном реестре) и за любые вносимые в них изменения, а также за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов уплачивается государственная пошлина. Размеры и порядок уплаты государственной пошлины установлены отдельными положениями главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Принятие Закона N 168-ФЗ обусловило необходимость внесения изменений в отдельные главы НК РФ.
Статья 150 НК РФ дополнена п. 12, в соответствии с которым не подлежит обложению НДС ввоз на таможенную территорию Российской Федерации судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.
В ст. 161 НК РФ включен п. 6, регулирующий обязанности налогового агента, который должен уплачивать НДС со стоимости выбывающих судов. В общем случае налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно на момент его исключения из Российского международного реестра судов.
Налоговая база не определяется, если исключение судна из Российского международного реестра судов произошло вследствие признания судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки или любых других изменений.
Момент определения налоговой базы налоговым агентом при исключении судна из Российского международного реестра судов установлен п. 9.1 ст. 167 НК РФ, который также введен Законом N 168-ФЗ. Таким моментом является день внесения соответствующей записи в Российский международный реестр судов.
Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ НДС исчисляется по ставке 18%.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 168-ФЗ в п. 1 ст. 164 НК РФ, налогообложение построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, производится по налоговой ставке 0%. При этом обязательным условием налогообложения судов по этой ставке является представление в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Статья 165 НК РФ также дополнена нормой (п. 13), которая отдельно устанавливает состав документов, представляемых в налоговые органы при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 168-ФЗ в ст. 251 НК РФ, п. 1 этой статьи Кодекса дополнен новым подпунктом 33, согласно которому в составе доходов, увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль, не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Для целей главы 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, понимаются использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением вышеуказанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания подобных услуг.
В то же время перечень расходов, не учитываемых для целей обложения налогом на прибыль, расширен за счет включения расходов судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (вновь введенный п. 48.5 ст. 270 НК РФ).
Соответствующие изменения внесены Законом N 168-ФЗ и в главу 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ. Пункт 1 ст. 333.18 НК РФ дополнен нормой, которой установлен срок уплаты государственной пошлины при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов - не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в вышеуказанном Реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение.
Пункт 1 ст. 333.33 НК РФ дополнен двумя подпунктами 83 и 84, которыми установлен размер государственной пошлины за регистрацию судов и за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов - в зависимости от валовой вместимости судна.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 168-ФЗ в п. 2 ст. 358 НК РФ, суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом обложения транспортным налогом.
Статья 381 НК РФ дополнена п. 18, в соответствии с которым организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 168-ФЗ в ст. 35 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов, освобождаются от уплаты таможенной пошлины. Однако для предоставления данной льготы декларант обязан в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов и копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в этом Реестре.
В.Р. Захарьин,
к.э.н.
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1