Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 марта 2006 г. N КА-А40/1706-06
(извлечение)
Решением от 13.09.2005, оставленным без изменения постановлением от 09.12.2005, удовлетворено заявленное требование Общества с ограниченной ответственностью "Оргмаркет" к Межрайонной инспекции РФ N 49 по г. Москве о признании недействительным решения Инспекции от 10.06.2005 N 13-НК/148 о привлечении ООО "Оргмаркет" к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ, выразившихся в неуплате в бюджет налога на прибыль вследствие неправомерного занижения налогооблагаемой базы за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, ссылаясь на ст. 247, п. 1 ст. 252, ст. 265, п.п. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, ст. 108 НК РФ.
Законность и обоснованность решения и постановления судов проверяются в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит судебные акты отменить, в иске отказать, поскольку выводы судов о незаконности и необоснованности решения налогового органа не основаны на правильном применении норм налогового законодательства, регулирующего порядок исполнения и уплаты налога на прибыль.
Отзыв на кассационную жалобу Общество не представило, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения, поскольку доводы жалобы не опровергают выводы судов, основанные на исследованных судами доказательствах.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам сторон, правильно применили п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 252, 265, п. 1 ст. 254, приняли законное и обоснованное решение.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судами по итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки исполняющим обязанности руководителя Инспекции принято решение N 13-НК/148 от 10.06.2005 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату налога на прибыль за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 в результате неправильного исчисления налога в виде взыскания штрафа в сумме 4 890 209 руб. Решением Обществу предложено уплатить сумму доначисленного налога на прибыль за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 в размере 24 451043 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в сумме 778 032 руб.
Основанием для доначисления налога на прибыль явилось то обстоятельство, что ООО "Оргмаркет" в 2004 году в состав расходов, уменьшающих полученные доходы в целях налогообложения (в дебет счета 20 "Основное производство"), включило расходы на организацию службы контроля, порядка и пропускного режима по договору с ООО "Парсек-Л", расходы на оказание услуг ООО "ЧОП "Гарант", а также расходы на благоустройство по договору с ЗАО "ЭКЛИ-Сервис" для выполнения на вещевом рынке и ярмарке в Лужниках функций, фактически осуществляя данные функции собственными силами. Тем самым, по мнению Инспекции, Общество дублирует расходы, следовательно, его деятельность не направлена на получение дохода.
В силу ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с нормами главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".
Как предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 247 НК РФ для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами, в свою очередь, понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам в числе прочего относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями.
Как следует из материалов дела, между ООО "Оргмаркет" и ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" заключен договор N 2003/507-п от 15.12.2003 (том 2 л.д. 47), предоставляющий заявителю право управления работой вещевого рынка и автостоянками, расположенными на территории ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники". В соответствии с условиями названного договора заявителю предоставляется право организовывать работу рынка и связанные с его деятельностью процессы, обеспечивать необходимые условия нормального функционирования рынка и автостоянок в соответствии с действующим законодательством и обязательствами, определенными п. 3.2 вышеуказанного договора, за свой счет собственными силами и с привлечением сторонних организаций.
Постановлением Правительства Москвы N 580-ПП от 03.07.2001 "Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве и утверждении Правил работы рынков" определено, что компания, управляющая рынками, обязана организовать работу рынка и связанных с его деятельностью процессов в строгом соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, определяющими осуществление торговой деятельности и обеспечивающими охрану окружающей среды, эпидемическую, эпизоотическую и экологическую безопасность в районе расположения, принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, организации сторожевой охраны, обеспечить необходимые условия для нормального функционирования рынка, в том числе по энерго-, тепло-, водоснабжению; содержать в надлежащем санитарно-техническом состоянии площадь рынка, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования и другие, обеспечить своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории; заключить договор на вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, различного вида тары с предприятиями, имеющими оформленную в установленном порядке лицензию на данный вид деятельности, с соблюдением установленных норм накопления; расторгать договоры на предоставление торговых мест и использовать иные меры воздействия к арендаторам, допускающим нарушения установленных требований к осуществлению торговой деятельности на рынках.
Невыполнение этих условий может являться основанием для приостановления деятельности рынка (п. 4 Правил).
Пунктом 3.2.16 означенного выше договора определено, что заявитель в целях наилучшего исполнения обязательств по настоящему договору самостоятельно привлекает на основе договоров третьих лиц.
Во исполнение своих обязательств по договору с ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" заявитель заключил договоры с ООО "Парсек-Л" N 40 от 27.12.2002 на организацию службы контроля, порядка и пропускного режима на вещевом рынке и ярмарке в Лужниках; с ООО "ЧОП "Гарант" - N 11/20.12.03 от 20.12.2003 на оказание услуг по вооруженной охране, обеспечению порядка (круглосуточно); с ЗАО "ЭКЛИ-Сервис" - договоры N 15/ЗУ-03 от 30.10.2003 и N 15/У от 15.04.2004 на ручную и механизированную уборку ежедневно, на работы по благоустройству и озеленению - в летний период, по заявкам, территории рынка и ярмарки; и рядом других организаций.
ООО "Парсек-Л" на основании заключенного с заявителем договора N 40 от 27.12.2002 (том 2 л.д. 53), предметом которого является организация службы контроля, порядка и пропускного режима на вещевом рынке и ярмарке в Лужниках, осуществляло исполнение контрольных функций, связанных с организацией контроля за соблюдением правил торговли арендаторами и др. Как считает налоговый орган, в нарушение ст. 252 НК РФ ООО "Оргмаркет" в 2004 году в состав расходов, уменьшающих полученные доходы в целях налогообложения (в дебет счета 20 "Основное производство") включило расходы на организацию службы контроля, порядка и пропускного режима для выполнения на вещевом рынке и ярмарке функций, фактически осуществляя данные функции собственными силами, тем самым, дублируя расходы, следовательно, деятельность не направлена на получение дохода. При этом Инспекция указывает, что сумма неправомерно отнесенных расходов на организацию службы контроля (по заключенному с ООО "Парсек-Л" договору) составила в 2004 году 9 527 700 руб.
Между тем выводы налогового органа о дублировании функций, и соответственно, о необоснованном отнесении в состав расходов затрат по указанному договору, неправомерны. Исходя из сравнительной характеристики содержания договора, приложений к нему, штатного расписания и должностных инструкций сотрудников ООО "Оргмаркет", осуществляемые в соответствии с условиями договора ООО "Парсек-Л" функции являются иными, нежели те, которые осуществляются сотрудниками заявителя. Так, в обязанности работников Общества не входит осуществление оперативного контроля за соблюдением арендаторами правил торговли, правильностью размещения на территории рынка и ярмарки, наличием на торговом месте в часы работы рынка и ярмарки, наличия документов, предусмотренных договорами аренды торговых мест, и другие функции, осуществляемые ООО "Парсек-Л" по указанному договору.
Что касается договора, заключенного с ООО "ЧОП "Гарант" (том 1 л.д. 42), то его предметом является предоставление заявителю услуг по охране (в том числе вооруженной) имущества, находящегося на территории по адресу: 119270, г. Москва, Новолужнецкий пр-д., Торгово-Ярмарочный комплекс в Лужниках, 119270, г. Москва, Новолужнецкий пр-д., д. 5 "Многофункциональный торговый комплекс "Ярмарка в Лужниках", 119048, г. Москва, Лужники, 24, СК "Лужники", услуги по охране (в том числе вооруженной) имущества заявителя при его транспортировке в пределах РФ и др. Относительно затрат по данному договору налоговый орган указывает на то, что оказанные услуги ООО "ЧОП "Гарант" экономически необоснованны, и в результате по данному договору сумма неправомерно отнесенных расходов на организацию службы контроля в состав расходов в 2004 году составила 25 694 777 руб.
В данном случае Инспекция также ссылается на дублирование функций, выполняемых сотрудниками частного охранного предприятия, имеющих лицензию на право применения оружия и спецсредств, и сотрудниками Общества (старшего администратора по контролю за въездом и стоянкой автотранспорта, старшего контролера-кассира, контролера-кассира, начальника отдела пропусков, специалиста отдела пропусков и помощника генерального директора). Однако в этом случае дублирования функций также не происходит, поскольку должностные инструкции Общества не определяют в качестве обязанностей сотрудников заявителя осуществление вооруженной охраны имущества Общества.
Далее, относительно договоров, заключенных с ЗАО "ЭКЛИ-Сервис", предметом которых является осуществление ежедневной ручной и механизированной уборки территории с учетом особенностей зимнего периода, а также производство работ по благоустройству и озеленению - в летний период, по заявкам, на территории рынка и ярмарки. Инспекция ссылается на то, что в рамках данного договора осуществлялись работы по озеленению территории, а также их периодическое обновление, в связи с чем, считает Инспекция, "такие объекты для извлечения прибыли не используются". В результате сумма неправомерно отнесенных расходов по договорам с ЗАО "ЭКЛИ-Сервис" составила 66 656 871 руб.
Данный вывод налогового органа неправомерен. Из содержания имеющихся актов выполненных работ за январь-декабрь 2004 года следует, что ЗАО "ЭКЛИ-Сервис" выполнялись только работы по ручной и механизированной уборке рынка и ярмарки в Лужниках, а заявок от Общества на озеленительные работы в 2004 году не подавалось, и фактически эти работы не осуществлялись.
В силу ст. 109 НК РФ отсутствие событие налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности, следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 4 890 209 руб.
Довод налогового органа о необоснованном отнесении НДС по указанным выше операциям на затраты производства не является основанием для отмены судебных актов, поскольку ООО "Оргмаркет" не является налогоплательщиком НДС в силу п. 2 ст. 170 НК РФ обязан отнести уплаченный НДС на затраты по производству и реализации услуг.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 13.09.2005 по делу N А4039056/05-141-288 Арбитражного суда г. Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2005 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС РФ N 49 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 марта 2006 г. N КА-А40/1706-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании