Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 апреля 2006 г. N КА-А40/2418-06
(извлечение)
Акционерный банк "Русские финансовые традиции" (открытое акционерное общество) (далее - банк) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 45 по городу Москве (далее - инспекция) от 13.05.05 N 07-16/25.
Решением названного арбитражного суда от 01.11.05, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.12.05, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные. При этом сослалась на то, что при рассмотрении дела суды не учли положения п. 1 пп. 2 ст. 31, ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которым для банка не сделано исключений в предоставлении имеющейся у него информации о деятельности налогоплательщика.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель банка просил жалобу отклонить, считая обжалованные по делу акты судов первой и апелляционной инстанции соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как установили суды первой и апелляционной инстанции, решением от 13.05.05 N 07-16/25 инспекция на основании п. 1 ст. 135.1 НК РФ привлекла банк к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 10000 руб. за непредставление по запросу справок по операциям и счетам организаций в установленный Кодексом срок.
Запрос был изложен в требовании от 01.03.05 N 07-12/1434, в котором инспекция на основании ст. 86 НК РФ просила банк представить сведения о движении денежных средств основного контрагента ГУП "Мосгоргеотрест", в котором проводилась налоговая проверка, - ООО "Мегастройкомпани" по расчетному счету N 40702810500000002738 и иным имеющимся в банке счетам названного общества за период с 01.01.02 по 31.12.03.
Банк оспорил указанное решение инспекции в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанции сослались на то, что инспекция затребовала сведения в отношении налогоплательщика, состоящего на налоговом учета в ИФНС России N 30 по городу Москве. Данное обстоятельство нарушает принцип территориальности, установленный ст. 83 гл. 14 НК РФ, согласно которому банки обязаны выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица только тем налоговым органам, где налогоплательщик состоит на налоговом учете.
Суд кассационной инстанции считает неверным утверждение двух судебных инстанций о том, что инспекция не могла требовать от банка представления сведений в отношении ООО "Мегастройкомпани", состоящего на налоговом учете в ИФНС России N 30 по городу Москве.
Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Названная норма не содержит ограничений по кругу налоговых инспекций, обладающих правом на запросы о выдаче банком справок по операциям и счетам организаций и граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации в п. 3 определения от 14.12.04 N 453-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Открытого акционерного общества "Акционерный банк "Энергобанк" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 2 статьи 86 и пунктом 1 статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что оспариваемые положения налогового законодательства Российской Федерации, закрепляющие право налоговых органов требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов при наличии мотивированного запроса, а также ответственность банка за отказ в предоставлении указанных в запросе сведений, имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания, а потому не могут рассматриваться как возлагающие на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков.
Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией налоговым органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
В подп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ закреплено право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени.
В силу п. 2 той же статьи налоговые органы могут осуществлять и другие права, предусмотренные НК РФ. К числу таких прав относится предусмотренное п. 2 ст. 86 НК РФ право требовать от банков справки по операциям и счетам.
Право инспекции при проведении мероприятий налогового контроля запрашивать банки относительно необходимой информации независимо от территориального нахождения банка вытекает также из положений ст.ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", в соответствии с которыми единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов, которые представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов.
Таким образом, судебными инстанциями дано неправильное толкование п. 2 ст. 86 НК РФ.
Однако данное обстоятельство не привело к принятию неправильных судебных актов, поскольку суд признал также направленный инспекцией запрос немотивированным.
Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ банк обязан предоставлять справки по мотивированному запросу налогового органа.
В запросе инспекции, как это правильно установлено судом апелляционной инстанции, не приведены законные основания и причины представления сведений.
Как указано в вышеупомянутом Определении Конституционного Суда Российской Федерации, не исключается право банка отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок по операциям и счетам, если их необходимость не подтверждается целями и задачами налогового контроля. В этом случае отказ банка не может повлечь ответственность, предусмотренную статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах вывод судов двух инстанций об отсутствии оснований для привлечения банка к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, является правильным.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.11.05 по делу N А40-44995/05-115-311, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.12.05 N 09АП-14818/05-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 45 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 апреля 2006 г. N КА-А40/2418-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании