Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 апреля 2006 г. N КА-А41/2594-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 апреля 2006 г.
Общество с ограниченной ответственностью "КомТранс" г. Ликино-Дулево Московской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Московской области от 27.09.2004 N 11-13931 в части, касающейся налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.10.2005, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2005, заявленные требования удовлетворены, поскольку оспариваемое решение налогового органа принято с нарушением требований ст.ст. 52, 87, 171, 173, 216-220, 226, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении требовании отказать, так как суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым до получения налогоплательщиком права на освобождения от налогообложения НДС, но используемым им для производства после получения такого права, подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на жалобу возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Общество с 01.01.2003 перешло на упрощенную систему налогообложения.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за 2002-2004 годы и приложен расчет начисленной налогоплательщику пени.
Обществом представлены возражения к акту проверки, оформленные протоколом разногласий.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и протокола разногласий к нему, налоговым органом вынесено оспариваемое решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и выставлены требование N 4444 об уплате налога, требование N 213 об уплате налоговой санкции.
Неоплата Обществом в добровольном порядке выставленных требований об уплате налога и санкций, повлекло выставление Инспекцией инкассовых поручений на взыскание налога.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности послужило то, что с переходом на упрощенную систему налогообложения Обществом не восстановлены суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым до получения налогоплательщиком права на освобождения от налогообложения НДС, но используемым им для производства после получения такого права.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.03.2004 N 15511/03, согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 172 Кодекса, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (использованы).
Таким образом, законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам, используемым после указанного перехода. Такой вывод согласуется и с положениями пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость.
Доводу Инспекции в отношении неперечисления суммы налога на доходы физических лиц за неистекший на момент проверки 2004 год, обоснованно не принят судебными инстанциями во внимание, поскольку в своем решении налоговый орган не указывает, за какой налоговый период произошло неперечисление, тогда как в соответствии с Информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" ответственность наступает только за неуплату или не перечисление сумм налога, который определяется как совокупность всех платежей за налоговый период независимо от того из чего складывается эта совокупность (авансовых платежей, удержаний с выплаченного дохода и т.д.).
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что сумма пени, возникшая в связи с неправомерностью оплаты налога, составляет 4 118 руб. 99 коп. Указанное обстоятельство подтверждается расчетом начисления НДФЛ, оплаты НДФЛ и пени за период 01.01.2001-01.07.2004 (л.д. 69-73 т. 1), составленным налогоплательщиком.
При таких обстоятельствах судебные акты следует изменить: признать недействительным решение налогового органа в части НДС и НДФЛ, за исключением начисления пени по НДФЛ в размере 4 118 руб. 99 коп.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 10.10.2005 по делу А41-К2-3689/05 Арбитражного суда Московской области и постановление от 21.12.2005 N 10АП-3167/05-АК Десятого арбитражного апелляционного суда изменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции МНС России N 10 по Московской области N 11-13931 от 27.09.2004 в части НДС и НДФЛ, за исключением начисления пени по НДФЛ в размере 4 118 руб. 99 коп.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 апреля 2006 г. N КА-А41/2594-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании