г. Москва
15 февраля 2008 г. |
Дело N 09АП-761/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2008 г.
Девятый Арбитражный Апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Н.В.Дегтяревой
Судей Е.Е.Борисова, И.Н.Банин
При ведении протокола судебного заседания секретарем Завгородней Ю.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) - УФССП по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 17.12.2007 г. по делу N А40-40917/07-46-344
принятое судьей Стрижовой Н.М.
по иску ОАО "Мосэнерго"
к Министерству финансов РФ, ФССП России
о взыскании 35.956 руб. 26 коп.
При участии:
от истца: Мавлютдинова Н.А.
от ответчика: Министерство финансов РФ - Пушаев В.Г.; ФССП России - Лагвилава Т.И.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Мосэнерго" к Министерству финансов РФ с исковым заявлением о взыскании 35.956 руб.46 коп., составляющих сумму исполнительского взноса, взысканного при исполнении судебного решения по делу N А40-18973/05-25-68, которое было отменено, на основании ст. ст. 325 АПК РФ, ст. 81 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исковые требования мотивированы уклонением ответчика от возврата исполнительского сбора после отмены судебного акта.
До вынесения решения, истцом заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения по делу N А40- 22262/07-22-206, которое судом первой инстанции отклонено как необоснованное, о чем в протоколе судебного заседания имеется запись.
До вынесения решения представил уточнение к исковому заявлению, из содержания которого следует, что требования предъявлены Федеральной службе судебных приставов.
Решением от 17.12.07г. заявление истца о замене ответчика удовлетворено, заменен ответчик Министерство финансов РФ на Федеральную службу судебных приставов (ФССП России). Суд обязал Федеральную службу судебных приставов (ФССП России) возвратить ОАО "Мосэнерго" из федерального бюджета РФ 35.956руб. 99 коп. исполнительского сбора.
Не согласившись с принятым решением, ответчик - Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы права не подлежащие применению.
По мнению заявителя апелляционной жалобы Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) не является надлежащим ответчиком по делу. Исполнительский сбор может быть возвращен только из казны Российской Федерации, а Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) не финансируется для погашения предъявленных к ней исков о возврате исполнительского сбора. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неправомерно пришел к выводу, что заявитель являясь главным распорядителем бюджетных средств может обеспечить возврат взысканного исполнительского сбора.
В судебном заседании апелляционного суда ответчик - ФССП РФ поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель Министерства финансов РФ против доводов апелляционной жалобы возражает, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что на основании постановления судебного пристава-исполнителя N 1/64/64 от 30.03.06г. о взыскании исполнительского сбора с ОАО "Мосэнерго" в пользу федерального бюджета был перечислен исполнительский сбор в размере 35.956 руб. 99 коп. за уклонение от добровольного исполнения решения арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2005г. по делу N А40-18973/05-25-68, что подтверждается инкассовым поручением N 40 и выпиской по расчетному счету истца от 03.05.2006г.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 19.09.2006г. N 4773/06 решение по делу N А40-18973/05-25-68 от 15.07.2005г. было полностью отменено и в иске отказано.
Претензия истца о возврате суммы исполнительского сбора, направленная Федеральной службе судебных приставов 12.11.2007г. оставлена без удовлетворения ( том 2 л.д. 28).
ОАО "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о возврате денежных средств, взысканных по постановлению судебного пристава-исполнителя 2-го межрайонного отдела по ЦАО г. Москвы ГУ ФССП РФ Полуниной Е.А. N 1/64/64-06 от 30.03.06г.
Апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Из содержания ст. 81 ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет и в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ, исполнительский сбор возвращается должнику.
Согласно ст. 325 АПК РФ при указанных выше обстоятельствах производится поворот исполнения решения, ответчику возвращается все, что было взыскано с него в пользу истца.
В этой связи суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что истцу как должнику в исполнительном производстве по исполнению решения по делу N А40-18973/05-25-68, подлежит возврату исполнительский сбор в сумме 35.956 руб. 99 коп. из федерального бюджета РФ.
Довод жалобы о том, что заявитель апелляционной жалобы не являясь главным распорядителем бюджетных средств не может обеспечить возврат взысканного исполнительского сбора апелляционный суд находит несостоятельным.
Указом Президента РФ от 13.10.04 года N 1316 утверждено Положение "О Федеральной службе судебных приставов", в соответствии с п.п 8 п. 6 которого Федеральная служба судебных приставов России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.
Федеральным Законом от 23.12.04 года N 174-ФЗ соответствующие изменения были внесены в ФЗ "О бюджетной классификации" и Бюджетный кодекс РФ, действие которых распространяется на отношения, возникающие при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов 2005 г.
В связи с этими обстоятельствами суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Федеральная служба судебных приставов России является главным распорядителем средств федерального бюджета для подведомственных учреждений. Министерство финансов РФ и Министерство юстиции РФ не являются в данное время главными распорядителями средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности и не могут быть признаны надлежащими ответчиками по рассматриваемому спору.
В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств выступает в суде в качестве представителя от имени Российской Федерации.
Кроме того, ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" Федеральная служба судебных приставов определена администратором доходов федерального бюджета в части исполнительского сбора.
Приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2006 г. N 116н установлен Порядок учета федеральными казначействами поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с п. 17 указанного Порядка возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм..., осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.
В соответствии с "Положением о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта Федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. N 118 "администраторы доходов федерального бюджета - федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним, а также имеющие в своем ведении бюджетные учреждения, которым предоставлено право получать доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и федеральные государственные унитарные (в том числе казенные) предприятия.
В соответствии с приложением N 1 к Федеральному закону N 189-ФЗ от 26.12.2005г. "О федеральном бюджете на 2006 год" и приложением N 1 к Федеральному закону N 238-ФЗ от 19.12.2006г. "О федеральном бюджете на 2007 год" администратором доходов федерального бюджета по статье "исполнительский сбор" является Федеральная служба судебных приставов.
В силу названного, органом, выступающим от имени Российской Федерации, в данном случае будет являться Федеральная служба судебных приставов.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Ответчик не доказал наличие обстоятельств, на которых основаны доводы искового заявления и доводы апелляционной жалобы.
На основании изложенного у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.07г. по делу N А40-40917/07-46-344 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.В.Дегтярева |
Судьи |
Е.Е.Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40917/07-46-344
Истец: ОАО "Мосэнерго"
Ответчик: Федеральная служба судебных приставов по Москве
Третье лицо: Министерство юстиции РФ, Министерство финансов Российской Федерации, 2м/р ОССП по ЦАО г. МОсквы, 2 м/о по ЦАО Управления ФССП по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-761/2008