Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 апреля 2006 г. N КА-А40/3373-06-П
(извлечение)
ООО "Ноябрьскгаздобыча" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 22.06.04 N 11/2004 "О восстановлении сумм задолженности по дополнительным платежам налога на прибыль, реструктурированных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.04, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.05 г. требования Общества удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.08.05 названные судебные акты отменены.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.05, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.06 в удовлетворении требований отказано.
Суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение Инспекции не нарушает прав заявителя, т.к. дополнительные платежи по налогу на прибыль были включены в сумму задолженности, подлежащую реструктуризации ошибочно, в связи с чем оспариваемое решение Инспекции по дополнительным платежам в сумме 14405139,11 руб. законно и обоснованно.
В кассационной жалобе Общество просит об отмене судебных актов ссылаясь на то, что они вынесены с нарушением закона.
Выслушав представителя Общества, поддержавшего доводы жалобы, представителя Инспекции, возражавшего против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах и в отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция находит судебные акты подлежащими отмене.
Судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что решением ИМНС РФ по г. Ноябрьску от N 1 от 20.09.2001 (с последующими изменениями и дополнениями) ООО "Ноябрьскгаздобыча" предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по обязательным платежам перед федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом". ООО "Ноябрьскгаздобыча" досрочно осуществило полную оплату реструктурированной задолженности по налогам. Решением ИМНС по г. Ноябрьску о списании задолженности по пеням и штрафам N 1 от 21.06.2002, на основании Постановления Правительства от 24.04.2002 N 269, списана реструктуризированная задолженность по пеням и штрафам ООО "Ноябрьскгаздобыча".
Оспариваемым решением налоговый орган, устранил допущенные нарушения законодательства РФ путем восстановления ООО "Ноябрьскгаздобыча" задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в размере 14405139,11 рублей, списанной по решению ИМНС России по г. Ноябрьску ЯНАО; установил, что с 22.06.2004 ООО "Ноябрьскгаздобыча" обязано погасить задолженность в полном объеме.
Основанием для вынесения данного решения послужил вывод налогового органа о том, что в сумму списанных сумм пени и штрафа ошибочно были включены суммы задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль.
Отказывая в удовлетворении заявленного ООО "Ноябрьскгаздобыча" требования о признании данного решения незаконным, суды исходили из того, что порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом дополнительных платежей в виде процентов по ставке рефинансирования Банка России установлен статьей 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Такие платежи являются доплатой бюджету фактических сумм налога на прибыль по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Независимо от присущих дополнительным платежам компенсационных признаков эти платежи не имеют отношения к суммам пеней, исчисляемых и взыскиваемых в соответствии со статьей 75 НК РФ.
Кассационная инстанция с учетом правоприменительной практики, сложившейся на оснований постановления президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.07.05 N 15242/04, считает эти выводы ошибочными.
Согласно п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утв. постановлением Правительства от 03.09.99. N 1002 организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, при погашении реструктурируемой задолженности и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
В соответствии с п. 3 "Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002" (утв. приказом МНС РФ от 30.04.2002 N БГ-3-29/235) решения о списании задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) принимаются руководителем налогового органа по месту нахождения организации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в названном ранее постановлении N 15242/04 квалифицирует списание дополнительных платежей по налогу на прибыль в составе пеней и штрафов в рамках ранее проводимой реструктуризации как правомерное, при этом отмечает, что восстановление ранее списанных дополнительных платежей возлагает на общество дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно пункту 5 указанного Порядка.
Определяя природу спорных платежей, как компенсационные доплаты бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа, взимаемым в соответствии со ст. 75 НК РФ, следует сделать вывод о неправомерности отнесения сумм процентов к сумме основной задолженности.
Из определений Конституционного Суда РФ от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О не следует, что суммы процентов, начисляемые на разницу между суммой налога, исчисленной по фактической прибыли, и авансовыми платежами, относятся к основной задолженности по налогам и сборам.
В связи с этим восстановление сумм задолженности нарушает права и охраняемые интересы Общества, поэтому оспариваемое решение Инспекции является незаконным.
Собирания каких-либо доказательств по делу не требуется, в связи с чем кассационная инстанция считает необходимым отменить судебные акты, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.05 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.06 отменить.
Признать недействительным решение Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 22.06.04 N 11/2004 "О восстановлении сумм задолженности по дополнительным платежам налога на прибыль, реструктурированных в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999 г."
Возвратить ООО "Ноябрьскгаздобыча" из федерального бюджета расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 (две тысячи) руб. за рассмотрение дела апелляционной и кассационной инстанциями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2006 г. N КА-А40/3373-06-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании