Город Москва
24 марта 2008 г. |
N 09АП-18142/2007-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Свиридова В.А.
судей:
Цымбаренко И.Б., Захарова С.Л.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.В.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центрального банка России в лице Московского ГТУ Банка России на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2007 г. по делу N А40-29429/07-118-166 судьи Кондрашовой Е.В.,
по заявлению Центрального Банка РФ
к ГУ МРО ФСС
о признании недействительными решений
при участии:
от заявителя: Можаева А.П. по дов. от 17.12.2007г.;
от ответчика: Антошенкова В.В. по дов. от 30.08.2007, паспорт 46 07 810980; Гебекова К. М. по дов. от 10.05.2007, паспорт 82 02 833663; Киселева Н.С. по дов. от 26.06.2007г.;
УСТАНОВИЛ
Центральный Банк Российской Федерации (далее Банк России) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения ГУ МРО ФСС (далее Фонд) N 14 от 03.05.2007г. о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в размере 4 594,25 руб., решения N 18 от 03.05.2007г. о направлении требования об уплате недоимки по страховых взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0 руб. и пени в размере 1 006,16 руб.
Решением от 15.11.2007г., арбитражный суд удовлетворил заявленные требования частично, мотивировав свои выводы тем, выплаты, производимые работникам структурного подразделения Банка России в виде единовременных выплат, материальной помощи при временной нетрудоспособности, выплаты суточных сверх норм, установленных законодательством не входят в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы. Выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет в размере, устанавливаемом Советом директоров Банка России не включаются в расчетную базу для начисления страховых взносов и начисление пени на эти выплаты неправомерно. Что же касается выплат суточных сверх норм, установленных законодательством, то суд указал, что расчет страховых взносов проведен не корректно.
Банк России не согласился с решением суда первой инстанции и подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить в части привлечения к ответственности за не начисление страховых взносов на единовременные выплаты работникам, выплаты материальной помощи в случае временной нетрудоспособности и принять новое решение. Решение Фонда о направлении требования о взыскании недоимки и пени в размере 1 006,16 руб. признать недействительным полностью. Считает, что объектом для начисления страховых взносов являются не любые доходы работника, а только выплаты, начисленные работнику по всем основаниям оплаты труда. Полагает, что Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999г. N 765 (далее Перечень), устанавливает исключения не из любых доходов, а из выплат начисленных в качестве оплаты труда, в данном случае выплаты произведенные Банком России не были оплатой труда.
В письменных пояснениях на апелляционную жалобу Фонд просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Считает, что страховые взносы начисляются не только на оплату труда, но и на другие выплаты, производимые работодателем в пользу своих сотрудников, работающих по трудовому договору. Полагает, что начисление страховых взносов на определенный вид обязательного социального страхования не может регулироваться локальными актами. Сослался на то, Перечень не подлежит расширительному толкованию, и разъяснения по вопросам связанным с применением Перечня поручено давать Фонду.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, в части отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, изложил свои доводы, указанные в апелляционной жалобе. Указал, что единовременные выплаты сотрудникам Банка России начислены не в связи с выполнением трудовых обязанностей, не являются оплатой за трудовой результат и не выключены в систему оплаты труда.
Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает жалобу необоснованной, с решением арбитражного суда в части удовлетворения заявленных требований полностью не согласен, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать, изложил свои доводы, изложенные в письменных пояснениях на апелляционную жалобу. Пояснил, что основанием для начисления страховых взносов является не только начисленная по всем основаниям оплата труда, но и другие выплаты, производимые в пользу сотрудников, находящихся в трудовых отношениях с организацией и работающих по трудовым договорам. Указал, что в ходе проверки выявлено, что страхователь не начислял страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на ряд выплат.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Фондом проводилась документальная выездная проверка структурного подразделения Банка России по вопросам исчисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях и расходования этих средств за период с 01.01.2004г. по 31.12.2006г., по результатам которой был составлен акт документальной выездной проверки N 15 н/с от 30.03.2007г. и вынесено решение N 14 от 03.05.2007г., решение N 18 от 03.05.2007г. Упомянутыми решениями Фонд привлек Банк России к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов (неуплата страховых взносов в результате занижения установленной базы для их зачисления) на основании п.1 ст.19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее Федеральный закон) в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченных страховых взносов в размере 4 594,25 руб., направил страхователю требование об уплате штрафа и предложил в срок указанный в требовании перечислить сумму штрафа на банковский счет фонда - решение N 14 от 03.05.2007г. Направил страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях (далее - страховые взносы) и пени в размере 1 006,16 руб. (пункт 1), предложил Банку России отразить в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда недоимку по страховым взносам, в том числе доначисленные страховые взносы и не принятые к зачету расходы (пункт 2) - решение N 18 от 03.05.2007г.
Проведенной проверкой было установлено, что структурное подразделение Банка России на основании приказа Банка России от 27.10.2005г. N ОД-620ДСП от 02.11.2006г. NОД-563ДСП "О единовременной выплате работникам Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)" осуществило единовременные выплаты своим работникам в ноябре 2005 года и в ноябре 2006 года в размере 11 111 329,80 руб. согласно спискам, но страховые взносы в Фонд не перечислило, при этом в 2004 г. на единовременные выплаты работникам Банка России страховые взносы начислялись.
Заявитель за проверяемый период с июня 2005 года не начислял страховые взносы на выплаты за счет средств работодателя работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, сверх установленных государственных размеров, общая сумма которых составила 139 627,51 руб., в том числе за 2005 год в сумме 47 797,58 руб., за 2006 год в сумме 91 829,93 руб.
Структурным подразделением Банка России выплачена материальная помощь работникам в 2006 году в размере 217 980,42 руб. в период их временной нетрудоспособности в размере 50% разницы между должностным окладом и установленным пособием по временной нетрудоспособности из средств Социального фонда Банка России на основании пункта 3.1.2 положения о формировании и использовании Социального фонда Центрального Банка Российской Федерации, утвержденного протоколом Совета директоров N 231-П ДСП от 19.06.2003г.
Кроме того, с октября 2005 года страхователь не начислял страховые взносы на оплату суточных расходов сверх норм, установленных законодательством, в сумме 16 700 руб., в том числе за 2005 год в сумме 3 000 руб., за 2006 год в сумме 13 700 руб.
На вышеперечисленные выплаты в размере 11 485 638,12 руб. Банком России не начислялись страховые взносы, в связи с тем, что эти выплаты не входят в систему оплаты труда работников Банка России (положение о системе оплаты труда работников Банка России, утвержденное протоколом Советом директоров Центрального Банка Российской Федерации N 245-П ДСП от 29.12.2003г.) и не должны включаться в базу для начисления страховых взносов.
Удовлетворяя заявленные требования, в части правомерности не начисления страховых взносов на выплаты за счет средств работодателя работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, сверх установленных государственных размеров, суд первой инстанции исходил из того, что в силу ст.256 по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
Выплаты работникам Банка России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста, в размере, превышающем установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994г. N 1206 "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" в систему оплаты труда работников Банка России, установленную Положением Банка России от 29.12.2003 N 245-П ДСП, не входят. Данный вид выплат не относится к выплатам, производимым за трудовые результаты.
Кроме того, данные выплаты предусмотрены п.5 Перечня выплат, на которые не начисляют страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999г. N 765.
Суд сделал вывод, что единовременные выплаты и выплаты работникам в период их временной нетрудоспособности включены в облагаемую базу для начисления страховых взносов.
Что же касается выплат работникам на оплату суточных расходов сверх норм, установленных законодательством, то суд указал на некорректность расчетов указанных выплат.
Кроме того, суд первой инстанции сделал вывод о неправомерности взыскания штрафа за три года со ссылкой на ст.122 НК РФ, предполагающей взыскание штрафа по истечении определенного периода, с которым законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налогов в бюджет.
В судебном заседании апелляционного суда сторонам было предложено проверить расчеты начисления штрафа, недоимки и пени. Проведя проверку, стороны пришли к выводу, что размер пени по требованию от 03.05.2007г. N 18 составляет 993,51 руб. Иных неточностей в расчетах обнаружено не было.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора.
Согласно п.2 ч.2 ст.17 названного Федерального закона страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы - обязательные платежи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
В силу ч.3 ст.22 Федерального закона правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В п.3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000г. N 184 (далее Правила), предусмотрено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Согласно п.4 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999г. N 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.
В упомянутом Перечне произведенные Банком России выплаты не отнесены к числу выплат, на которые не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, возникновение объекта обложения взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязанность по исчислению базы по ним не ставятся законодательством в зависимость ни от источников, за счет которых осуществляются выплаты работникам, ни от наличия условия о соответствующих выплатах в трудовом договоре.
Единовременная выплата на основании Приказа Банка России от 27.10.2005г. N ОД-620 произведена работникам, состоящим в трудовых отношениях с банком, за счет экономии средств и отнесена на статью "Другие выплаты служащим". Эта выплата подлежала включению в облагаемую базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В данном случае апелляционный суд принимает во внимание коэффициент выплат 1,3 от должностного оклада, что свидетельствует о дифференциации выплат и зависимости их трудовой деятельности.
Согласно ст.ст.3, 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком, которое выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу п.5 Перечня не начисляются страховые взносы на компенсацию, выплачиваемую работнику (одному из родителей, родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком), находящемуся в соответствии с законодательством Российской Федерации в отпуске по уходу за ребенком.
В соответствии с п.11 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.11.1994г. N 1206 ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Таким образом, компенсационная выплата в размере 50 руб. установлена законодательством, поэтому суммы выплачиваемые работникам за счет средств работодателя на период ухода за ребенком не предусмотрены Перечнем и страховые взносы на них должны начисляться.
В настоящем случае в ходе проверки Фондом было выявлено, что страхователь не начислял страховые взносы на ряд выплат, выплаченных на основании локальных актов.
Между тем, локальные акты Центрального Банка РФ не относятся к нормативно-правовым актам Российской Федерации, регулирующим вопросы начисления страховых взносов.
Согласно ст.2 Федерального закона законодательство об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Локальные акты, принимаемые работодателем, и устанавливающие системы оплаты труда и компенсации в соответствии Трудовым кодексом РФ, дают право работодателю на доплаты сверх норм установленных нормативными актами, однако не могут определять порядок начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
Федеральным законом не предусмотрено уменьшение страховых взносов в случаях, если выплаты производились не из фонда заработной платы.
Таким образом, возникновение объекта обложения страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязанность по исчислению базы по ним не ставится действующим законодательством в зависимость от источников, за счет которых осуществляется выплаты работникам.
При таких обстоятельствах апелляционный суд делает вывод о правомерности привлечения заявителя к ответственности, поскольку им не начислялись страховые взносы на выплаты в пользу своих работников.
Ссылка суда первой инстанции на ст.122 НК РФ необоснованна, поскольку штраф был взыскан Фондом по результатам выездной проверки на основании п.1 ст.19 Федерального закона, который является специальным законом по отношению к нормам налогового кодекса.
Кроме того, в силу п.1 ст.113 НК РФ срок давности за налоговое правонарушение составляет три года.
Что же касается начисления пени в сумме 993,51 руб. при отсутствии недоимки, то выявленную проверкой недоимку в размере 11 485 637,73 руб. решением от 03.05.2007г. N 18 Фонд предложил Банку России отразить в бухгалтерских документах.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части взыскания штрафа по решению от 03.05.2007г. N 14 и в части взыскания пени на выплаты сотрудникам по уходу за ребенком по решению от 03.05.2007г. N 18.
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2007г. подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. При этом суд апелляционной инстанции полагает возможным принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2007г. по делу N А40-29429/07-118-166 отменить.
Отказать ЦБ РФ в удовлетворении требования о признании недействительным Решения ГУ МРО ФСС от 03.05.2007г. N 14 о привлечении Банка России - Отделения N 4 Московского ГТУ Банка России к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и уплате штрафа в размере 4 594, 25 руб.
Отказать ЦБ РФ в удовлетворении требования о признании недействительным Решения ГУ МРО ФСС от 03.05.2007г. N 18, вынесенное в отношении ЦБ РФ о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0 руб. 00 коп. и пени в размере 993,51 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
В.А.Свиридов |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29429/07-118-166
Истец: Центральный Банк России в лице Московского ГТУ Банка России
Ответчик: Фонд социального страхования РФ Московскоерегиональное отделение Филиал N6, Государственное учреждение -Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ