г. Москва |
|
01.04.2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 01.04.2008 г.
Дело N 09АП-2555/08-АК
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Москвиной Л.А.
Судей: Захарова С.Л., Демидовой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Журавлевой Е.В.
при участии:
от заявителя: Сорокина И.О. по доверенности от 14.06.2007 N ИА/9524, паспорт 46 01 825324, Плиев P.P. по доверенности от 17.05.2007 N ИА/7722, удостоверение N 1128;
от заинтересованного лица: Доровских Е.В. по доверенности от 20.04.2006 N 11-101, удостоверение ТУ N 501.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2007 по делу N А40-55998/07-92-390 судьи Уточкина И.Н.
по заявлению Федеральной антимонопольной службы России
к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве
об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ
Федеральная антимонопольная служба России обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании распоряжения Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 12.10.2007 N 6523.
Решением суда от 29.12.2007 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд указал, что оспариваемое распоряжение соответствует ст.ст.1, 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", ст.46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.12 Положения о ФАС России. Кроме того, заявитель не доказал, что оспариваемым распоряжением нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель не согласился с решением суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой, а также представил письменных пояснения, в которых просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Ответчик возражает против доводов жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении жалобы - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании изложенные в жалобе доводы и требования, и представителя ответчика, не согласившегося с доводами жалобы и поддержавшего решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, распоряжением Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 12.10.2007 N 6523 о проведении мероприятия по контролю предписано должностным лицам названного Управления провести плановое мероприятие по контролю в отношении Федеральной антимонопольной службы по адресу: г.Москва, ул. Садовая Кудринская, д.11 с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; задачи - профилактика массовых неинфекционных заболеваний населения; предмет - контроль выполнения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в период с 22 октября по 21 ноября 2007 года.
Пунктом 3 ст.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" предусмотрен исчерпывающий перечень отношений, на которые действие данного закона не распространяется, в который не включены отношения, связанные с проведением государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе в отношении органов государственной власти.
В соответствии с п.2 ст.124 Гражданского кодекса РФ к органам государственной власти, участвующим в гражданских правоотношениях от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также применяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, каких-либо особенностей, не позволяющих применять к ФАС России нормы о юридических лицах, не предусмотрено.
Вместе с тем, в соответствии с п.12 названного Положения Федеральная антимонопольная служба является юридическим лицом, что позволяет применять к этому органу исполнительной власти нормы о юридических лицах не только в случае вступления ФАС России в гражданские правоотношения, но и при осуществлении службой своей основной деятельности.
Статьей 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" определено содержание государственного контроля (надзора), при этом, закон не ограничивает понятие работ, выполняемых юридическим лицом при осуществлении своей деятельности, обязательствами, вытекающими из гражданско-правовых отношений.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязанность по соблюдению требований санитарного законодательства лежит как на организациях всех форм собственности, индивидуальных предпринимателях и гражданах, так и на органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В соответствии с п.5 ст.46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 N 569, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Москве, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.05.2006 года N 142, Управление Роспотребнадзора в г. Москве осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Заявитель считает, что суд первой инстанции неправильно применил норму ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", указав в своем решении на то, что закон не ограничивает понятие работ, выполняемых юридическим лицом при осуществлении своей деятельности, обязательствами, вытекающими из гражданско-правовых отношений.
Между тем, указанный вывод суда первой инстанции полностью соответствует содержанию указанной нормы закона, исходя из которого основным признаком государственного контроля (надзора) является наличие обязательных требований к работам, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
При этом в законе отсутствует указание на то, что под работами следует понимать именно ту деятельность юридического лица, которая осуществляется им в соответствии с положениями части 2 Гражданского кодекса РФ.
Как утверждает заявитель, понятие работ, закрепленное в ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", ограничивается обязательствами, вытекающими из отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Подобный довод является необоснованным, поскольку понятие работ, приведенное в указанной норме закона, не связано с наличием или отсутствием у ФАС России публичной обязанности по уплате налогов и сборов, а также полномочий по заключению гражданско-правовых договоров.
Ссылка заявителя на Налоговый кодекс РФ также несостоятельна, поскольку понятие работ, которое содержится в п.4 ст.38 НК РФ, дано исключительно для целей налогообложения. Кроме того, отсутствие у юридического лица полномочий по выполнению работ по гражданско-правовым договорам подряда, или работ, определение которых дано в п.4 ст.38 НК РФ, не означает, что законодательством Российской Федерации не могут предъявляться требования к работам иного вида и содержания, а также не означает, что заявитель не обязан соблюдать обязательные требования, установленные нормами Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Также является необоснованным вывод заявителя о том, что возможность проведения органами Роспотребнадзора проверки выполнения ФАС России требований санитарного законодательства не предусмотрена Законом о защите прав юридических лиц.
В п.3 ст.1 Закона о защите прав юридических лиц содержится исчерпывающий перечень отношений, на которые действие закона не распространяется.
При этом в названный перечень не включены отношения, связанные с проведением государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе, связанные с проведением такого надзора в отношении органов государственной власти, что дает право Управлению Роспотребнадзора по городу Москве проводить проверку выполнения требований санитарного законодательства, в том числе, в отношении ФАС России.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочной ссылку суда первой инстанции на ч.3 ст.211 АПК РФ, так как указанная норма не применима к спорным правоотношениям. Однако, учитывая, что данная ошибка не привела к принятию неправильного решения, выводы суда по существу спора признаются правильными.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2007 по делу N А40-55998/07-92-390 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-55998/07-92-390
Истец: Федеральная антимонопольная служба
Ответчик: Территориальное управление "Роспотребнадзора"
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2555/2008