Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 26 января 2006 г.
"На проект федерального закона N 247948-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за уклонение от передачи культурных ценностей, обнаруженных в результате археологических полевых работ, на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации)"
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается усиление ответственности за ведение археологических разведок или раскопок без разрешения (изменения в часть 1 статьи 7.15) и установление ответственности за указанные действия, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия (часть 2 статьи 7.15). Также предлагается установить ответственность за уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации (статья 7.29). Составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях по статье 7.15 и проектируемой статье 7.29 предлагается отнести к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия.
Рассмотрев законопроект, Комитет полагает, что его концепция может быть поддержана.
Усиление ответственности за административные правонарушения в рассматриваемой области имеет целью создание гарантий более эффективной охраны объектов археологического наследия.
Предлагаемое увеличение административных штрафов и введение конфискации как предметов так и орудий совершения административного правонарушения за нарушение правил государственной охраны объектов археологического наследия и ведения археологических полевых работ, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" представляется соответствующим степени важности охраняемых правоотношений и общественной вредности соответствующих противоправных действий.
Комитетом поддерживается и установление ответственности за уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации, соответствующее требованию статьи 45 указанного Федерального закона, устанавливающей обязанность физических и юридических лиц, проводивших археологические полевые работы, в течение трех лет передать все обнаруженные культурные ценности на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Однако, представляется целесообразным в диспозиции проектируемой статьи сослаться на установленный срок передачи культурных ценностей.
Вместе с тем следует отметить, что предлагаемое дополнение части 2 статьи 23.57 Кодекса пунктом 4 является излишним, поскольку полномочия руководителей органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры в субъектах Российской Федерации, уже установлены пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
Представляется целесообразным изменить предлагаемый статьей 2 срок вступления законопроекта в силу и установить его в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", то есть по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Поскольку законопроект предусматривает дополнение Кодекса новым составом правонарушения, изменение указанного срока вступления закона в силу в сторону его уменьшения в данном случае представляется неоправданным.
Однако следует отметить, что указанные недостатки не носят концептуального характера и могут быть исправлены при доработке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует принять указанный законопроект в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета "26" января 2006 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.