г. Москва
23 апреля 2008 г. |
Дело N А40-36358/07-112-212 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" апреля 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "23" апреля 2008 г
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Порывкина П.А.
судей: Кольцовой Н.Н., Кораблевой М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прибытковым Д.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 36 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2008 г.
по делу N А40-36358/07-112-212,
принятое судьей Зубаревым В.Г.
по иску (заявлению) ООО "СТ СУ N 155"
к ИФНС России N 36 по г. Москве
о признании незаконным бездействия,
третье лицо: Государственное учреждение-Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 4 по г. Москве и Московской области
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (заинтересованного лица): Розанов А.Н. по доверенности от 09.01.2008N 57-И, удостоверение УР N 409527
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
ООО "СТ СУ N 155" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения, оформленного письмом, Инспекции ФНС РФ по г. Москве N 36 от 24.04.07г. N 09-32/27619 об отказе произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязании Инспекции ФНС России N 36 по г. Москве произвести зачет:
- ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по платежным поручениям N 2266 от 09.06.06г., N 2289 от 27.06.06г., N 2306 от 31.07.06г., N 9 от 09.08.06г., N 24 от 30.08.06г. в сумме 342 764, 62 руб. на КБК 18210202010061000160 (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части);
- ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по платежным поручениям N 2268 от 09.06.06г., N 2290 от 27.06.06г., N 2307 от 31.07.06г., N 15 от 11.08.06г., N 27 от 30.08.06г., N 2319 от 10.10.06г. в размере 36 465, 18 руб. на КБК 18210202020061000160 (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части), с учетом уточнения заявленных требований.
Арбитражным судом г. Москвы решением от 22.01.2008 г. заявленные требования были удовлетворены частично, решение, оформленное письмом ИФНС по г. Москве N 36 от 24.04.07г. N 09-32/27619 об отказе произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование признано недействительным как несоответствующее НК РФ; также суд обязал ИФНС России N 36 по г. Москве произвести зачет: ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по платежным поручениям N 2266 от 09.06.06г., N 2289 от 27.06.06г., N 2306 от 31.07.06г., N 9 от 09.08.06г., N 24 от 30,08.06г. в сумме 342 764, 62 руб. на КБК 18210202010061000160 (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части); ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по платежным поручениям N 2268 от 09.06.06г., N 2290 от 27.06.06г., N 2307 от 31.07.06г., N 15 от 11.08.06г., N 27 от 30.08.06г. в размере 34 395, 18 руб. на КБК 18210202020061000160 (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части).
При этом суд исходил из того, что данный отказ инспекции не соответствует требованиям налогового законодательства и основан на неверном толковании норм материального права.
ИФНС России N 36 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о полном отказе в заявленных исковых требованиях. Жалоба мотивирована тем, что при вынесении решения были не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права, что в соответствии со ст. 270 АП КРФ является основанием для отмены. Позиция инспекции при вынесении решения базировалась на НК РФ, Письме УФНС по г. Москве от 21.11.2006г. N 21-11/101890@ и Письме УФНС по г. Москве от 31.03.2006г. N 21-13/25284.
ООО "СТ СУ N 155" и третье лицо отзыв на апелляционную жалобу ИФНС России N 36 по г. Москве не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 АПК РФ, заслушав представителя налогового органа, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, платежными поручениями: N 2266 от 09.06.06г. на сумму 14 267 руб., N 2289 от 27.06.06г. на сумму 55 406 руб. обществом уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части за май 2006 г.
Платежными поручениями: N 2306 от 31.07.06г. на сумму 237 581, 62 руб. обществом уплачены страховые взносы за июнь 2006 г.; N 9 от 09.08.06г. на сумму 10 510 руб., N 24 от 30.08.06г. на сумму 25 000 руб., - за июль 2006 г.; N 2268 от 09.06.06г. на сумму 2 100 руб., N 2290 от 27.06.06г. на сумму 2 000 руб., - за май 2006 г.; N 2307 от 31.07.06г. на сумму 18 108, 18 руб. - за июнь 2006 г.; N 15 от 11.08.06г. на сумму 10 000 руб., N 27 от 30.08.06г. на сумму 2 187 руб., - за июль 2006 г.; N 2319 от 10.10.06г. на сумму 2 070 руб. - за сентябрь 2006 г.
Налогоплательщик подал в инспекцию заявление о зачете сумм, уплаченных указанными платежными поручениями (назначение платежа - по перечислению страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части и на выплату накопительной части).
Инспекция письмом от 24.04.07г. N 09-32/27619 отказала налогоплательщику в проведении данного зачета, в связи с тем, что положения ст. 78, 79 НК РФ не могут применяться при осуществлении возврата (зачета) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: контроль за правильностью начисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного Фонда РФ в судебном порядке: Законом N 167-ФЗ от 15.12.2001г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что в указанных в решении платежных поручениях по перечислению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части, ошибочно отмечены соответствующие КБК.
Суд апелляционной инстанции усматривает, что все суммы страховых взносов, перечисленных налогоплательщиком по указанным платежным поручениям, уплачены в бюджет Пенсионного фонда РФ.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2003 N 12355/02, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79, указывает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ, и не являются составной частью ЕСН. Отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж. Таким образом, положения статей 78 и 79 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционный суд считает доводы инспекции подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 25 вышеуказанного закона контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно ст. 9 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.01 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФ России, ФСС РФ и ФОМС), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В силу п. 13 ст. 78 НК РФ правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным фондом РФ, который в силу ст. 13 Бюджетного кодекса РФ образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначается для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему РФ, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о зачете (возврате) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты РФ (приложение N 11.1 к ФЗ от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 23.112.2004г. N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты РФ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Расходы по государственной пошлине по данному делу распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, положениями главы 25.3 НК РФ и разъяснениями, данными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 13.03.2007г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2008 г. по делу N А40-36358/07-112-212 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 36 по г. Москве в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
П.А. Порывкин |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36358/07-112-212
Истец: ООО "СТ СУ N155"
Ответчик: ИФНС N 36 по г. Москве
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве, ГУ-ГУ Пенсионного Фонда N4 по г.Москве и Московской области
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2486/2008