Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по международным делам от 9 февраля 2006 г. N 3.16
на проект федерального закона N 251008-4 "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции"
Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 251008-4 "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции", внесенный в Государственную Думу 19 декабря 2005 года Президентом Российской Федерации.
В ходе обсуждения обращалось внимание на то, что в настоящее время коррупция относится к одному из серьезнейших преступлений транснационального характера, представляющих угрозу национальной безопасности всех государств, что обуславливает необходимость развития международного сотрудничества для выработки эффективных антикоррупционных мер.
Принятая в рамках Организации Объединенных Наций 31 октября 2003 года Конвенция против коррупции является комплексным универсальным международным договором, препятствующим развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности.
Не давая конкретной дефиниции понятия "коррупция", Конвенция, вместе с тем, содержит перечень коррупционных деяний, которые включают: подкуп национальных и иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение (т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может должным образом объяснить); подкуп, хищение имущества в частном секторе; воспрепятствование отправлению правосудия и отмывание доходов от преступлений.
Признание того, что коррупция имеет непосредственное отношение к отмыванию незаконных денежных средств является важным шагом развития международного сотрудничества в области борьбы с этим видом преступной деятельности. В этой связи принципиально важным положением Конвенции, ее "основополагающим принципом" (статья 51) представляется установление общего правила, в соответствии с которым активы, полученные преступным путем и незаконно вывезенные за границу, должны возвращаться в страну происхождения. Включение указанного положения в Конвенцию имеет чрезвычайно важное значение для многих государств, в том числе и Российской Федерации.
В Конвенции подробно регламентированы вопросы о выдаче лиц, совершивших коррупционные преступления (пункты 1-18 статьи 44), а также вопросы оказания взаимной правовой помощи (пункты 1-30 статьи 46), сотрудничества правоохранительных органов, включая обмен информацией и опытом, совместное проведение расследований, подготовку и повышение квалификации кадров (статьи 48,49, 60).
По мнению Комитета, участие Российской Федерации в Конвенции полностью отвечает национальным интересам нашего государства. Реализация указанного международного договора не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. Вместе с тем, ратификации Конвенции потребует внесения определенных изменений в законодательные акты Российской Федерации, поскольку Конвенция содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством (например, Уголовным кодексом Российской Федерации).
Комитет считает целесообразным согласиться с текстами толковательных заявлений, содержащихся в рассматриваемом проекте федерального закона.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции с соответствующими заявлениями.
И.о. председателя Комитета |
Ю.А. Квицинский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.