Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по безопасности от 19 января 2006 г. N 63/1
по проекту федерального закона N 251008-4 "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции", внесенному Президентом Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по безопасности на основании изучения и анализа проекта федерального закона N 251008-4 "О ратификации Конвенции Организаций Объединенных Наций против коррупции" и материалов к нему считает необходимым отметить следующее.
Законопроект имеет своей целью подтвердить Российской Федерацией согласие на обязательность для нее вышеуказанной Конвенции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Конвенции и на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" она подлежит ратификации.
Государства - участники Конвенции обеспокоены серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Убеждены в том, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции.
Конвенция по своей сути является универсальным и юридически обязательным документом, направленным на формирование общего антикоррупционного политико-правового пространства, свободного от нестыковок национальных юрисдикций, громоздких процедур правовой помощи, несовершенства механизма выдачи преступников.
Важным и новым в Конвенции и международном праве является закрепленное в ней общее правило о том, что конфискованные активы незаконного происхождения должны возвращаться в страну происхождения, что может стать достаточно эффективным средством предупреждения коррупции.
Конвенция содержит комплексные положения, позволяющие целенаправленно осуществлять международное сотрудничество между правоохранительными органами, включая обмен информацией и опытом, совместное проведение расследований, подготовку и повышение квалификации кадров, взаимодействие в материально-техническом обеспечении правоохранительной деятельности, оказание правовой помощи по уголовным делам, связанным с коррупцией, в том числе, выдачу по делам о коррупции.
Ратификация Конвенции потребует внесения необходимых изменений в российское законодательство.
Предстоит определиться с тем, какой орган должен разрабатывать и осуществлять эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, как того требуют статьи 5 и 6 Конвенции.
Учитывая, что Конвенция относит к коррупционным преступлениям не только активный и пассивный подкуп, но и другие преступления, в частности, хищение, совершенное путем присвоения или растраты, нецелевое использование имущества должностным лицом, злоупотребление служебным положением, незаконное обогащение, очевидно, что ее ратификация потребует разработки законопроекта с определением в нем этих преступлений, как коррупционных.
Особого внимания заслуживают нормы Конвенции, предусматривающие возможность ответственности юридических лиц.
Законодательно должна быть выстроена эффективная, система конфискации, которая, как на национальном, так и на международном уровнях является исключительно важным фактором сдерживания преступной деятельности, и коррупционной в частности.
Требуют своего решения, также, вопросы об имплементации в национальное законодательство конвенционных положений о статусе добросовестного приобретателя, компенсации ущерба лицам, которым он был причинен в результате коррупционного преступления.
Несомненно, что ратификация Конвенции создаст более цельную правовую базу противодействия коррупции, в том числе и на международном уровне.
Комитет Государственной Думы по безопасности рекомендует Государственной Думе ратифицировать Конвенцию Организации Объединенных наций против коррупции и принять федеральный закон.
Председатель Комитета |
В.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.