Заключение Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по противодействию коррупции от 24 января 2006 г.
по проекту федерального закона N 251008-4 "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции"
Проект федерального закона "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации в связи с подписанием от имени Российской Федерации в городе Мерида (Мексика) 9 декабря 2003 г. Конвенции Организации Объеденных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.
Комиссия Государственной Думы по противодействию коррупции, изучив и проанализировав законопроект и сопроводительные материалы к нему, считает следующее.
Конвенция подлежит ратификации в соответствии с прямым указанием на это в ее тексте (пункт 3 статьи 67) и на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит положения, исполнение которых требует изменения действующих федеральных законов Российской Федерации.
С момента подписания Конвенции, законодательными и исполнительными органами государственной власти Российской Федерации осуществлялись согласованные действия, направленные на ускорение процедуры ее внесения в Государственную Думу на ратификацию.
В 2004-2005 годах Государственной Думой проведены парламентские слушания и другие мероприятия по данной проблеме: "круглый стол" на тему "Об институте конфискации имущества в комплексе мер борьбы с коррупцией"; парламентские слушания "О проблемах имплементации российского законодательства в связи с присоединением России к Конвенции ООН против коррупции (2003 г.), Конвенциям Совета Европы "Об уголовной ответственности за коррупцию" (1999 г.) и "О гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.)"; парламентские слушания "О государственной политике и стратегии противодействия коррупции".
В рекомендациях, участники парламентских слушаний отметили, что рассматривают противодействие коррупции как одну из приоритетных задач государства и общества на современном этапе, а скорейшую ратификацию Россией Конвенции ООН против коррупции, Конвенции Совета Европы "Об уголовной ответственности за коррупцию" и реализацию требований этих документов необходимым и важным этапом на пути создания национального антикоррупционного законодательства.
Ратификация Конвенции ООН против коррупции позволит обеспечить политическую стабильность в государстве и дальнейшее развитие в обществе демократических институтов и ценностей.
В экономическом плане ратификация и последующая реализация положений Конвенции позволяет в значительной степени ограничить коррупционные влияния на экономику страны, обеспечив возвращение в Россию конфискованных активов незаконного происхождения.
Реализация положений Конвенции после ее ратификации предусматривает осуществление организационно-правовых мер и совершенствование российского законодательства.
Предстоит определить специально уполномоченный орган Российской Федерации по проведению государственной политики по предупреждению коррупции с возложением на него надзорных и координирующих функций, а также центральный орган по обеспечению и оказанию взаимной правовой помощи в расследовании и уголовном преследовании в связи с преступлениями, охватываемыми Конвенцией.
Потребуется комплексное внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и целый ряд других законодательных актов.
Особого внимания заслуживают нормы Конвенции, определяющие приостановление операций (замораживание), арест и конфискацию.
Так, пункт 1 статьи 31 Конвенции предусматривает, что каждое государство - участник принимает в максимальной степени, возможной в рамках его внутренней правовой системы, такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможной конфискации доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов, имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений.
Предстоит сформулировать новое определение субъектов коррупционных преступлений, установить механизмы о возврате имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем, дать новую редакцию определения легализации преступных доходов и реализовать другие требования, предусмотренные Конвенцией.
Ратификация Конвенции и приведение российской правовой базы в соответствие с международно-правовыми стандартами будет являться выражением политической воли государства по предупреждению и противодействию коррупции на национальном и международном уровнях.
Содержание проекта федерального закона в целом отражает комплекс необходимых требований, которые Российская Федерация обязуется выполнить для реализации Конвенции.
Комиссия Государственной Думы по противодействию коррупции рекомендует Государственной Думе принять федеральный закон.
Председатель Комиссии |
М.И.Гришанков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.