Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 9 февраля 2006 г.
на проект федерального закона N 251008-4 "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" - внесен Президентом Российской Федерации
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект федерального закона N 251008-4 "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции", внесенный Президентом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" ратифицировать Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции.
Ратификация данной Конвенции подтвердит приверженность Российской Федерации в борьбе с коррупцией, которая в современных условиях зачастую способствует международному терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия.
Ключевое место в Конвенции занимают составы о подкупе ч национальных и иностранных публичных должностных лиц. Криминализация активного подкупа иностранных публичных должностных лиц является обязательным условием выполнения Конвенции. Однако в соответствии с примечаниями к статьям 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации иностранное публичное должностное лицо или должностное лицо публичной международной организации не обладают признаками, позволяющими признавать их субъектами коммерческого подкупа или получения взятки (статья 204 и 290 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Анализ уголовно-правовых норм, установленных Конвенцией, и соответствующих норм Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за служебные преступления показывает, что Конвенция вопервых расширяет круг субъектов коррупционных преступлений, во-вторых, в Конвенции более широко сформулировано понятие взятки или коммерческого подкупа.
Предстоит также принять законодательные меры, направленные на противодействие злоупотреблениям влиянием в корыстных целях и злоупотреблениям служебным положением (ст.ст. 18 и 19 Конвенции). Их реализация потребует введение в действующее уголовное законодательство самостоятельного состава, предусматривающего ответственность за подобные деяния.
В соответствии с Конвенцией конфискация имущества, полученного преступным путем, занимает центральное место в борьбе с коррупцией. В связи с этим необходимо урегулировать вопросы конфискации в сфере уголовного законодательства с учетом предписаний данной Конвенции.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, как соисполнитель, считает возможным принять проект федерального закона N 251008-4 "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции", внесенный Президентом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.