Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по обороне от 18 апреля 2006 г. N 104/1.3
на проект федерального закона N 285644-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся прикомандирования, перевода военнослужащих и приостановления им военной службы - внесен Правительством Российской Федерации
В соответствии с пояснительной запиской необходимость принятия законопроекта обусловлена проводимой реформой в сфере государственной службы. Целью законопроекта определено приведение военного законодательства в соответствие с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации".
Рассмотрев указанный законопроект с учетом заявленной цели, Комитет по обороне отмечает следующее.
1. Предусмотренное законопроектом (абзац восьмой статьи 1) изменение абзаца шестого пункта 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающее исключение слов "установленных Положением о порядке прохождения военной службы" и замену их словами "определяемых нормативными правовыми актами Российской Федерации" не имеет достаточного обоснования. Установление возможности прохождения военной службы не на воинских должностях в неопределенных законом случаях и делегирование полномочия по осуществлению соответствующего правового регулирования неопределенному кругу должностных лиц и органов не согласовано с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" и может иметь нежелательные последствия в правоприменительной практике.
2. Пункт 3 законопроекта (новая редакция статьи 45 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") предусматривает для отдельных категорий военнослужащих возможность приостановления военной службы в занимаемой должности с зачетом срока приостановления военной службы в выслугу лет военнослужащего (пункт 1 статьи 45). Указанное положение не согласуется с изложенным в указанном пункте ниже (пункт 2 статьи 45) положением о том, что в случае приостановления военной службы действие контракта о прохождении военной службы прекращается, и статус военнослужащего не сохраняется.
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (пункты 2 и 3 статьи 2) и Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (пункт 1 статьи 1 и пункты 1, 2 статьи 2) устанавливают взаимосвязь и взаимозависимость понятий "военнослужащий", "военная служба", "контракт о прохождении военной службы" и "статус военнослужащих". В соответствии с ними военнослужащий - это гражданин, проходящий военную службу, граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы, граждане проходят военную службу по призыву или по контракту. Из указанного следует, что гражданин Российской Федерации, не обладающий статусом военнослужащих, и контракт о прохождении военной службы с которым прекращен, не может находиться на военной службе и военнослужащим не является.
Кроме того, пункт 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предусматривает возможность прохождения военной службы не на воинской должности по основаниям, указанным в предлагаемой законопроектом редакции пункта 1 статьи 45 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" также не предусматривает возможности осуществления государственными служащими деятельности не на должностях государственной службы.
3. Отмечается неопределенность правовых последствий "зачета срока приостановления военной службы в выслугу лет", предусмотренного пунктом 1 статьи 45 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в редакции законопроекта. В законопроекте не содержится указания, в целях определения каких прав военнослужащего указанный зачет срока приостановления военной службы осуществляется: на пенсионное обеспечение, жилищное обеспечение, медицинское обеспечение, других. Если же речь идет обо всех без исключения льготах, гарантиях и компенсациях, установленных для военнослужащих, что по сути своей и есть статус военнослужащих, то это противоречит пункту 2 этой же статьи в части, предусматривающей, что статус военнослужащих в случае приостановления военной службы не сохраняется.
4. Предложение статьи 2 законопроекта о внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" в части дополнения понятия "военная служба" словами ", если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации" в пояснительной записке к законопроекту не достаточно обоснованно. Внесение такого изменения не вытекает из заявленной цели законопроекта.
Статья 6 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", раскрывая понятие "военная служба", устанавливает пять основных признаков ее определяющих: это вид федеральной государственной службы (1), представляющий собой профессиональную (2) служебную (3) деятельность на воинских должностях (4) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах (5). Только наличие всех указанных признаков в совокупности дает возможность определить какую-либо деятельность как "военную службу". Принятие предлагаемых изменений приведет к неопределенности указанной правовой нормы
5. Комитет по обороне обращает внимание на то, что абзац одиннадцатый пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливает полномочие Президента Российской Федерации своими указами распространять статус военнослужащих, на лиц, военнослужащими не являющимися, и членов их семей. Указанная правовая норма позволяет разрешить все текущие вопросы направления военнослужащих из федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, в органы государственной власти, учреждения и организации в интересах обороны и безопасности. Установление каких-либо дополнительных норм по указанному вопросу представляется нецелесообразным.
С учетом изложенного Комитет по обороне полагает, что предлагаемая редакция законопроекта в целом позволяет достичь заявленной в пояснительной записке к законопроекту цели и может быть поддержана в первом чтении. Замечания и предложения, изложенные в настоящем заключении, могут быть реализованы путем внесения поправок, направленных на реализацию цели законопроекта по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" и ликвидации института прикомандирования военнослужащих.
Комитет по обороне предлагает принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.