Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по обороне от 18 апреля 2006 г. N 104/1.4
по проекту федерального закона N 285634-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву", внесенному Правительством Российской Федерации
Рассмотрев проект федерального закона N 285634-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроект разработан в соответствии с посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 года, предусматривающим сокращение с 2008 года срока военной службы по призыву до одного года, и во исполнение федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года N 523.
Законопроектом предлагается:
1. Сократить срок военной службы по призыву для военнослужащих (за исключением офицеров), не имеющих высшего профессионального образования:
призванных на военную службу в 2007 году - до 18 месяцев;
призванных на военную службу после 1 января 2008 года - до 12 месяцев.
Одновременно, с учетом установленных Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" коэффициентов (1,75 и 1,5 - для граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы в организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов), пропорционально сокращению срока военной службы по призыву предлагается сократить и срок альтернативной гражданской службы для граждан, не имеющих высшего профессионального образования.
2. Отказаться с 1 января 2008 года от предоставления отсрочки от призыва на военную службу гражданам:
1) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, последние не находятся на полном государственном обеспечении, являются инвалидами первой или второй группы или гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), но не нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). При этом предлагается сохранить отсрочку от призыва на военную службу гражданам, занятым постоянным уходом за вышеуказанными лицами, если при всех прочих равных условиях последние нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), (независимо от того, являются ли они инвалидами или гражданами пожилого возраста) или не достигли возраста 18 лет;
2) имеющим ребенка в возрасте до трех лет. Отсрочку от призыва на военную службу гражданам, имеющим ребенка, воспитываемого без матери, или двух и более детей, предлагается сохранить;
3) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;
4) поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации (см. постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года N 1583);
5) имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных сельских образовательных учреждениях;
6) постоянно работающим врачами в сельской местности;
7) обучающимся в образовательных учреждениях органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации и окончившим указанные образовательные учреждения и получившим специальные звания. При этом предлагается сохранить отсрочку от призыва на военную службу гражданам, имеющим высшее профессиональное образование и проходящим службу в указанных органах на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава;
8) обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях:
- начального профессионального образования, если до поступления в указанное образовательное учреждение гражданин:
получил среднее (полное) общее образование;
не получил среднее (полное) общее образование и в период обучения в указанном образовательном учреждении достиг возраста 20 лет;
- среднего профессионального образования, если до поступления в указанное образовательное учреждение гражданин:
получил среднее (полное) общее образование и до начала обучения на последнем курсе указанного образовательного учреждения достиг возраста 18 лет;
не получил среднее (полное) общее образование и в период обучения в указанном образовательном учреждении достиг возраста 20 лет.
Право на вторую отсрочку от призыва на военную службу для получения образования более высокого уровня законопроектом предлагается предоставить только гражданам, воспользовавшимся правом на первую отсрочку для получения среднего (полного) общего образования.
Кроме того, право на отсрочку от призыва на военную службу утратят граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, если:
обучение не завершено до истечения нормативных сроков освоения основных образовательных программ, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) государственными образовательными стандартами для послевузовского профессионального образования;
квалификационная работа не защищена в течение 1 года после завершения обучения.
9) согласно прилагаемому к законопроекту перечню нормативных правовых актов Российской Федерации, принятие федерального закона потребует изменения или признания утратившими силу ряда указов Президента Российской Федерации, которыми предоставлено право на получение отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан*.
3. Отказаться с 1 января 2008 года от призыва на военную службу офицеров запаса - выпускников военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Законопроектом также предлагается:
отказаться с 1 апреля 2008 года от предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, основного отпуска (на сегодняшний день в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" основной отпуск предоставляется военнослужащим, проходящим военную службу по призыву на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат и матросов, - 20 суток, сержантов и старшин, - 30 суток). Отпуск по болезни и отпуск по личным обстоятельствам сохраняются;
изменить с 1 января 2008 года дату окончания "весеннего" призыва граждан на военную службу с "30 июня" на "15 июля".
Предложенное законопроектом сокращение срока военной службы по призыву с 24 до 12 месяцев - мера ожидаемая и заслуживающая безусловной поддержки. Однако следует учитывать, что переход на одногодичный срок военной службы по призыву потребует большего количества граждан, которых можно призвать на военную службу, чем это требуется сегодня, - потребность военной организации государства в призывных ресурсах увеличится.
В то же время количество оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу, установленных как Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", так и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации, постоянно увеличивалось и в итоге превысило пределы, обеспечивающие удовлетворение военной организации государства в призывных ресурсах для укомплектования воинских должностей солдат, матросов, сержантов и старшин. При этом с начала 90-х годов прошлого столетия при увеличении перечня оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу очевидным образом перестали учитываться социально-экономические условия в государстве и связанное с этим регулятивное значение института указанных освобождений и отсрочек. Предоставлением отсрочки от призыва на военную службу по прежнему, с одной стороны, подменяются меры социальной поддержки нуждающихся в этом групп населения, с другой, - решаются проблемы кадрового дефицита целого ряда организаций.
Синхронно этому процессу количество самих граждан, которых можно призвать на военную службу, с каждым годом снижается по независящим от принятия многочисленных нормативных правовых актов Российской Федерации, расширяющих перечень оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу, причинам (прежде всего, речь идет об общей тенденции к ухудшению состояния здоровья граждан и о негативных демографических процессах в Российской Федерации).
Учитывая это, если в 1988 году из числа граждан, состоящих на воинском учете, можно было призвать на военную службу порядка 55%, то в 1994 году - 27,5%, в 1998 году - 17,4%, а в 2006 году - лишь 9,7%.
По этим причинам и качественный состав граждан, призванных на военную службу, находится в настоящее время на грани допустимого.
Так, если в 1985 году из общего количества граждан, призванных на военную службу, только 4% по состоянию здоровья были признаны годными к военной службе с незначительными ограничениями (остальные - годными), то в 1994 году доля таких граждан составила уже 10,1%, а начиная с 1999 года - более 50%.
Среди граждан, призванных на военную службу в 2005 году, порядка 40% до призыва нигде не работали и не учились (для сравнения - в 1999 году доля таких граждан составляла лишь 3,6%).
В этой связи содержащееся в законопроекте предложение упразднить в связи с сокращением срока военной службы по призыву ряд оснований для отсрочки от призыва на военную службу, по мнению Комитета, является вполне обоснованной и, более того, давно назревшей и потому необходимой мерой.
Предложение отказаться с 1 января 2008 года от призыва на военную службу офицеров запаса - выпускников военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования соответствует реализуемому в настоящее время замыслу перехода к преимущественно контрактному способу комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и, в сочетании с другими предложениями по совершенствованию системы подготовки офицерских кадров**, является актуальным и своевременным.
Другие предложения, изложенные в законопроекте, также представляются вполне обоснованными и заслуживающими поддержки.
В то же время к законопроекту имеются некоторые замечания, которые, тем не менее, не относясь к его концепции, по мнению Комитета, не препятствуют принятию законопроекта в первом чтении.
Таким образом Комитет Государственной Думы по обороне полностью разделяет взгляд субъекта права законодательной инициативы, внесшего указанный законопроект, - Правительства Российской Федерации на меры, необходимые для обеспечения сокращения срока военной службы по призыву, в силу чего концепцию законопроекта поддерживает и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.М. Заварзин |
______________________________
* Поскольку такое основание для получения отсрочки от призыва на военную службу, как "на основании указов Президента Российской Федерации" (подпункт "д" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") законопроектом предлагается сохранить, прямой зависимости предложения об изменении и о признании утратившими силу ряда указов Президента Российской Федерации от принятия федерального закона не установлено.
** См. материалы к законопроекту N 285629-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и военной службы в части, касающейся учебных военных центров", внесенному Правительством Российской Федерации одновременно с рассматриваемым.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.