Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и военной службы в части, касающейся учебных военных центров"
Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и военной службы в части, касающихся учебных военных центров" обусловлена проводимой реформой в сфере государственной службы и системы военного образования в соответствии с федеральными программами "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" и "О реформировании системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года".
Данный законопроект основан на внесении некоторых изменений и дополнений в Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" и Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Изменения касаются правовых норм, регулирующих организацию добровольной подготовки граждан при обучении их в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и прохождение ими военной службы по контракту.
Законопроектом предусматривается заключение студентами государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования договоров об обучении по программам военной подготовки в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования с последующим обязательным прохождением ими военной службы по контракту.
Статья 1 содержит изменения и дополнения, вносимые в Федеральный закон "Об обороне".
Пункты 13 и 14 статьи 6 содержат изменения в отношении предоставления полномочий Правительству Российской Федерации создавать, реорганизовывать и ликвидировать учебные военные центры при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Статья 2 содержит изменения и дополнения, вносимые в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе":
а) пункт 1 статьи 17 дополняется абзацем, который расширяет возможности добровольной подготовки граждан к военной службе;
б) в пункт 1 статьи 20 вносятся изменения, касающиеся порядка отбора граждан для обучения на военных кафедрах. Предусматривается, что договор об обучении по программе подготовки офицеров запаса при соответствующем образовательном учреждении может заключить гражданин до достижения им возраста 30 лет. Такой возраст устанавливается для того, чтобы такой гражданин мог находиться в запасе первого разряда не менее 10 лет. Данное положение основывается на следующем расчете: обучение в большинстве государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования длится 5 лет, а в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" младшие офицеры пребывают в запасе первого разряда до 45 лет; то есть, если гражданин, успешно завершивший обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и окончивший указанное образовательное учреждение, зачисляется в запас с присвоением воинского звания офицера, то ему на момент зачисления в запас исполнится 35 лет, и в запасе первого разряда он будет пребывать 10 лет до наступления 45 летнего возраста (30 лет - возраст поступления + 5 лет - время обучения +10 лет - время нахождения в запасе 1 разряда = 45 лет - возраст, до достижения которого гражданин, имеющий воинское звание младшего офицера, пребывает в запасе I разряда);
в) статья 20 дополняется пунктом 1.1, который исключает возможность заключения договора с гражданином, имеющим не снятую или не погашенную судимость, а также с гражданином, в отношении которого ведется дознание, предварительное следствие, или в отношении которого уголовное дело передано в суд;
г) Федеральный закон дополняется статьей 20.1, которая расширяет возможности добровольного поступления выпускников гражданских вузов, прошедших обучение в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, на военную службу по контракту; совершенствует систему комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации; упорядочивает понятийный аппарат и вводит систему договоров об обучении по программам военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на должностях, подлежащих комплектованию офицерами; определяет механизм отбора и стимулирования обучения граждан по программам военной подготовки; упорядочивает договорно-правовые отношения, определив, что граждане заключают договор, а не контракт об обучении по соответствующим программам подготовки.
Пункт 1 статьи 20.1 предоставляет гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования, годному к военной службе по состоянию здоровья и отвечающему установленным требованиям, право заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре, при этом гражданину выплачиваются дополнительные стипендия, дифференцированная по уровню успеваемости, и другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Дополнительная стипендия и другие выплаты явятся материальным стимулом для студентов, которые заключат договор о намерении проходить военную службу по контракту после окончания учебного военного центра. Для студентов, которые заключат договор о подготовке на военной кафедре при соответствующем образовательном учреждении, такая мера материального стимулирования не предусматривается, так как данная категория граждан не будет призываться на военную службу. При этом гражданин может заключить данный договор до достижения им возраста 24 лет, что является точно такой же возрастной нормой для граждан, поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования (абзац третий пункта 1 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Пункт 2 статьи 20.1 исключает возможность обучения по программе военной подготовки в учебном центре, не заключивших договор, предусмотренный пунктом 1 статьи 20.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 20.1 определяются обязательства сторон, указываемые в договоре, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи.
Пункт 4 статьи 20.1 определяет ответственность гражданина, досрочно расторгнувшего договор или не заключившего контракт о прохождении военной службы непосредственно после окончания учебного военного центра на определенный срок военной службы.
Пункт 5 статьи 20.1 предусматривает прием в учебные военные центры в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пункт 6 статьи 20.1 предусматривает осуществление подбора и назначения профессорско-преподавательского состава учебных военных центров Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования;
д) пункт 3 статьи 38 дополняется новым подпунктом, в котором определен срок заключения первого контракта с гражданином, прошедшим обучение по программам военной подготовки в учебных военных центрах;
е) абзац первый пункта 2 статьи 52 определяет порядок присвоения воинского звания офицера гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Статья 3 проекта федерального закона предусматривает поручение Правительству Российской Федерации привести в трехмесячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с федеральным законом (со дня вступления его в силу).
Статья 4 проекта федерального закона определяет вступление в силу федерального закона с 1 января 2008 г.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и военной службы в части, касающейся учебных военных центров"
Реализация законопроекта потребует на начальном этапе дополнительных расходов из федерального бюджета на дополнительные стипендии и другие выплаты (далее по тексту - дополнительные выплаты) студентам, заключившим договор на обучение по очной форме в учебных военных центрах по программам военной подготовки и для последующего прохождения военной службы по контракту на должностях, подлежащих комплектованию офицерами.
Результаты проведенного мониторинга показывают, что значительная часть студентов выражает готовность заключить контракт о прохождении военной службы после окончания государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования при условии получения дополнительных выплат, существенно превышающих нынешние. В ходе проведенных исследований в 18 субъектах Российской Федерации, было изучено мнение более 5,5 тысяч студентов. Около половины из них высказали желание проходить военную службу по контракту в случае, если им будут обещаны дополнительные выплаты, 80% студентов обозначили дополнительные выплаты в размере 1500 рублей в месяц.
Учитывая тот факт, что названная категория студентов согласна проходить военную службу в добровольном порядке (сроком не менее трех лет), представляется целесообразным установить им дополнительные стипендии и другие выплаты, которые будут соизмеримы с размером денежного довольствия курсантов военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, заключивших контракт о прохождении военной службы. Анализ показывает, что в этом случае обучаться на базе учебных военных центров будет наиболее подготовленная в профессиональном и морально-психологическом отношении часть студенчества, что в последующем положительным образом скажется на комплектовании первичных офицерских должностей кандидатами из числа выпускников гражданских государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Ориентировочно содержание военно-учебных заведений составляет 10-12% от общих расходов федерального бюджета на национальную оборону (без учета вооружения и военной техники). При этом в структуре затрат непосредственно на нужды образовательного процесса идет не более 12%, на содержание фондов - 46%. Прямые затраты на содержание одного обучаемого составляют более 60 тыс. рублей в год (денежное, вещевое, продовольственное обеспечение), а включая содержание основных фондов - более 300 тыс. рублей в год (все виды затрат вуза).
В настоящее время расходы Министерства обороны Российской Федерации, связанные с разницей в стоимости подготовки 1 курсанта (минимум 60 тыс. руб. в год) и одного студента (порядка 48-50 тыс. руб.). Учитывая, что для покрытия текущего некомплекта ежегодно необходимо готовить до 3 тыс. офицеров, и при этом в вузах содержать 15 тыс. обучаемых, то стоимость их подготовки в военно-учебных заведениях составит 60 тыс. руб. х 15 тыс. = 900 млн. руб. Стоимость подготовки такого же количества офицеров в гражданском вузе составит 48 тыс. руб. х 15 тыс. = 720 млн. руб. Экономия средств федерального бюджета составит 180 млн. руб. в год.
Реализация данного законопроекта позволит, во-первых, существенно снизить затраты Министерства обороны Российской Федерации на подготовку кадров для замещения первичных офицерских должностей специалистами юридического, гуманитарного и инженерного профилей. Во-вторых, позволит заполнить имеющиеся вакансии, некомплект которых в настоящее время составляет 10-12%. В-третьих, появляется возможность привлечь для подготовки студентов в военных учебных центрах наиболее профессионально подготовленную часть профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений, подлежащих сокращению.
В ходе реализации данного законопроекта, при частичной передаче объемов подготовки специалистов по отдельным специальностям (как правило, гуманитарного, юридического и инженерного профилей) для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, появляется возможность оптимизировать (без ущерба качеству) состав военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, занятых сегодня подготовкой офицеров по специальностям указанных профилей, что позволит не только сэкономить значительные бюджетные средства, которые в последующем можно будет направить на реализацию первоочередных программ модернизации Вооруженных Сил, но и повысить значимость и авторитет военной службы.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и военной службы в части, касающейся учебных военных центров" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
В случае принятия указанного федерального закона не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.