Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по обороне от 18 апреля 2006 г. N 104/1.1
на проект федерального закона N 285629-4"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и военной службы в части, касающейся учебных военных центров"
Проект федерального закона N 285629-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и военной службы в части, касающейся учебных военных центров" предусматривает создание системы добровольной подготовки граждан в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования для прохождения ими военной службы по контракту.
Согласно законопроекту для студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования предусматривается возможность заключения договоров об обучении по программам военной подготовки в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования с последующим обязательным прохождением военной службы по контракту, что ранее законодательством не предусматривалось.
В связи с этим законопроектом также предусматривается предоставить Правительству Российской Федерации полномочия создавать, реорганизовывать и ликвидировать учебные военные центры при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Вместе с тем отдельные нормы законопроекта нуждаются в уточнении, т.к. их редакция имеет признаки несоответствия действующему законодательству или может породить правоприменительную неопределенность.
Во-первых. Законопроект не устанавливает однозначно, что размер средств федерального бюджета, затраченных на подготовку студентов в учебных военных центрах, и подлежащих возмещению в установленных случаях, является составной частью договора. Если договор не будет содержать этой нормы, то возместить названные средства будет практически невозможно
Во-вторых. Представляется необходимым указать в законопроекте, что Правительство должно определять лишь перечень видов военной и специальной подготовки, расходы по которым подлежат возмещению, а также методику исчисления этих расходов.
В-третьих. Законопроект, определяя какие именно расходы возмещаются, вводит формулировку неопределенного содержания: средства, затраченные на "подготовку в целях обороны и безопасности государства". Представляется необходимым уточнить, что возмещаются средства, затраченные на подготовку студента в учебном военном центре.
В-четвертых. Государственные образовательные учреждения бывают двух типов: федеральные и субъектов Российской Федерации. Внесение изменений в статью 6 Федерального закона "Об обороне" предоставляет Правительству право создавать учебные военные центры и военные кафедры при государственных образовательных учреждениях. В этой связи возможно предположение, что такие центры и кафедры по решению Правительства могут быть созданы и при государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении субъектов РФ, что имеет признаки противоречия законодательству в части разграничения полномочий, в том числе бюджетных.
В этой связи, представляется целесообразным, в законопроекте после слова "государственных" записать слово "федеральных".
Выводы:
1. Законопроект внесен по актуальной проблеме и в полной мере ее разрешает.
2. Устранение высказанных замечаний не ведет к изменению концепции законопроекта и может быть осуществлено при его подготовке ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.