Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по обороне от 18 апреля 2006 г. N 104/1.2
на проект федерального закона N 285665-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в части, касающейся поступления граждан на военную службу по контракту"
Проект федерального закона N 285665-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в части, касающейся поступления граждан на военную службу по контракту" направлен на совершенствование нормативно-правовой базы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также приведение некоторых положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы" в соответствие с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации".
Законопроектом предусматривается внести изменения в статьи 32, 35 и 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Дополнение в статью 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что лица, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, а также лица, окончившие данные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее окончания срока заключенного контракта о прохождении военной службы по ряду оснований, возмещают средства, затраченные из федерального бюджета на их военную или специальную подготовку, в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.
В контракте о прохождении военной службы должно быть закреплено условие об обязательности возмещения лицом, с которым Минобороны расторгло контракт по вышеизложенным основаниям, средств, затраченных на его военную или специальную подготовку.
Законопроектом также предусматривается внести изменение в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", которой установлены виды контрактов для продолжения прохождения военной службы. Пунктом 5 указанной статьи предусматривается, что новый контракт о прохождении военной службы может заключаться военнослужащим на срок три года, пять лет, десять лет или на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и пять лет военной службы после его окончания. Законопроектом предусматривается установить новый вид контракта о прохождении военной службы - на неопределенный срок.
Кроме того, статьей 2 законопроекта определено, что его положения в части возмещения военнослужащими средств, затраченных из федерального бюджета на их военную (специальную) подготовку, распространяются на военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и пять лет военной службы после его окончания, после вступления в силу законопроекта.
Вместе с тем законопроект не дает ответов на ряд вопросов, которые могут возникнуть при его реализации.
Во-первых. Законопроект не позволяет установить, к какому виду юридической ответственности относится возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку лиц, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования: гражданско-правовой ответственности, материальной ответственности военнослужащих, административной ответственности. Это, в свою очередь, порождает неопределенность в установлении механизма возмещения средств.
Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности установлен Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" от 12.07.1999 г. N 161-ФЗ. В рамках этого федерального закона названное возмещение средств не может быть реализовано, так как нет факта причинения имущественного вреда при исполнении обязанностей военной службы. Отнесение же указанного возмещения средств к категории "возмещение вреда" и то, что вред нанесен не при исполнении и не в связи с исполнением служебных обязанностей, переводит возникшие правоотношения в сферу гражданско-правовых отношений. В этом случае порядок возмещения вреда должен устанавливаться судом.
Кроме того, в проекте федерального закона нет указания на то, что при исчислении размера возмещения средств не должны учитываться средства, затраченные на подготовку обучающегося к исполнению им обязанностей военной службы в процессе обучения в качестве военнослужащего, проходящего военную службу по призыву или по контракту.
Из законопроекта также не ясно, предполагается ли сделать условием контракта запись о размере средств, подлежащих возмещению в случае расторжения контракта по основаниям, указанным в законопроекте. Или в контракте будет только запись об обязательности такого возмещения.
Во-вторых. Представляется необходимым указать в законопроекте, что Правительство должно определять лишь перечень видов военной и специальной подготовки, расходы по которым подлежат возмещению, а также методику исчисления этих расходов.
В-третьих. Законопроект предполагает, что расходы на военную или специальную подготовку будут тем больше, чем более сложной и опасной для жизни будет военная специальность, по которой осуществляется подготовка военнослужащего. Именно такие военнослужащие окажутся в худшем положении по размерам возмещаемых средств, израсходованных на их подготовку. Логично предположить, что это приведет к перераспределению обучающихся в пользу наиболее "дешевых" военных образовательных учреждений и специальностей.
В-четвертых. Законопроект, вводя новый вид контракта - "на неопределенный срок" - не раскрывает предельной границы этого контракта. В Федеральном законе "О государственной гражданской службе" эта граница определена достижением возраста в 60 лет. С гражданином, достигшим указанного возраста, служебный контракт на неопределенный срок расторгается и может быть заключен срочный контракт.
В-пятых. Из статьи 2 законопроекта не вполне ясно, распространяется ли условие возмещения средств на военную подготовку лиц, обучающихся в настоящее время в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Избежать указанной неясности возможно, записав в названной статье, что положения законопроекта распространяются на правоотношения, возникшие в связи с заключением контракта на условиях настоящего закона.
Выводы:
1. Законопроект внесен по актуальной проблеме и в полной мере ее разрешает.
2. Устранение высказанных замечаний не ведет к изменению концепции законопроекта и может быть осуществлено при его подготовке ко второму чтению.
Председатель Комитета |
B.M. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.