Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
В соответствии со статьей 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.
Банки и иные кредитные организации заключают договоры финансирования под уступку денежного требования с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций, поскольку они относятся к видам сделок, которые кредитные организации вправе совершать в силу Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Лицензирование различных видов деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором не содержится каких-либо требований по лицензированию деятельности по финансированию под уступку денежного требования.
Таким образом, существует противоречие между статьей 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", что порождает неясность в толковании закона и, как следствие, противоречивость правоприменительной практики.
Следует отметить, что на протяжении трех последних лет рынок факторинговых услуг является одним из наиболее динамично развивающихся видов деятельности. Услуги факторинга востребованы для субъектов малого и среднего предпринимательства. Сфера применения факторинга достаточно широка. Он распространяется как на поставки товаров (например, продукты питания, потребительские товары, химические товары, лесоматериалы, фармацевтику и т.д.), так и на оказание услуг (например, транспортные перевозки, туризм, связь и т.д.).
В настоящее время на российском рынке факторинга можно выделить две основные группы участников. К первой группе участников относятся банки, где факторинг рассматривается как один из банковских продуктов и предоставляется наравне с другими конкурентными продуктами, такими как банковские кредиты. Ко второй группе участников относятся специализированные факторинговые организации.
Анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод, что будущее рынка факторинга за специализированными факторинговыми компаниями. Именно специализированная факторинговая компания, заинтересованная в росте собственных объемов оказываемых факторинговых услуг, будет предоставлять клиенту наиболее полный спектр услуг, включающий финансирование, управление дебиторской задолженностью, страхование рисков, информационное обслуживание, ведение бухгалтерского учета, представление в судебных и налоговых органах и т.д.
Во многих экономически развитых странах деятельность по финансированию под уступку денежного требования не подлежит жесткому нормативному регулированию, и на ее осуществление не требуется специальных разрешений (лицензий).
По данным Всемирного банка, во многих странах мира соотношение объема факторингового рынка и ВВП достаточно высоко. Так, в Италии, Великобритании, Португалии это соотношение составляет порядка 10%, а в Германии этот показатель составляет около 2%. Здесь прослеживается зависимость, что чем менее зарегулирован данный вид бизнеса, тем выше доля факторинга в ВВП.
Принятие законопроекта будет способствовать увеличению объема факторингового рынка и, как следствие, увеличению показателя факторинг к ВВП. Так, к 2008 году показатель факторинг к ВВП может увеличиться до 3% по сравнению с 0,5% в 2005 г.
Основные прогнозируемые тенденции развития рынка факторинговых услуг в ближайшие 3-5 лет:
ежегодный рост объемов услуг в 2 и более раза;
создание крупными банками собственных факторинговых компаний (коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями);
увеличение удельного веса факторинговых услуг, оказываемых специализированными факторинговыми компаниями;
выделение на рынке факторинговых услуг группы крупных участников;
превращение рынка факторинговых операций в бизнес (индустрию).
Использование факторинга позволит производителям товаров (услуг) увеличить объемы продаж, привлечь новых покупателей, предложить своим покупателям льготные условия покупки, повысить конкурентоспособность на рынке, получить более гибкое финансирование растущих продаж в случае недостатка собственных оборотных средств, превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой.
Принятие настоящего законопроекта не только устранит пробелы в законодательстве, предоставляя право заниматься факторингом всем коммерческим организациям, но и будет способствовать выходу на рынок как новых крупных участников - финансовых агентов, так и новых клиентов - поставщиков, целью которых является увеличение объемов продаж и прибыли.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.