Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности от 13 апреля 2006 г. N 72/2
на проект федерального закона N 282601-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности, рассмотрев названный законопроект и материалы к нему, отмечает, что построение государственной системы противодействия терроризму основывается на целом ряде законодательных актов Российской Федерации, которые с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" нуждаются в корректировке в соответствии с современными потребностями, в том числе исходя из обязательств Российской Федерации, принятых ею посредством ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма.
В связи с этим и в целях повышения эффективности и согласованности правового регулирования отношений в области противодействия терроризму и борьбы с ним предлагаемым законопроектом в законодательные акты Российской Федерации вносится комплекс взаимосвязанных изменений, касающихся, в частности, деятельности средств массовой информации, органов федеральной службы безопасности, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уголовной ответственности за различные проявления терроризма, конфискации денег, ценностей и иного имущества, используемого для финансирования терроризма, административной ответственности за нарушение правового режима контртеррористической операции и некоторые другие.
В соответствии со статьей 14 Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, которую Российская Федерация подписала 17 ноября 2005 года, государство - участник Конвенции обязано распространить свою юрисдикцию в отношении предусмотренных Конвенцией преступлений, совершенных его гражданами, без всяких условий.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление, предусмотренное Конвенцией, вне пределов территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации при условии, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено.
В целях приведения в соответствие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Конвенции в статью 12 Уголовного кодекса Российской Федерации вносятся соответствующие изменения.
Также для реализации положений международно-правовых актов, в соответствии с которыми лишение материальной основы терроризма является одним из средств борьбы с терроризмом, Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется новой главой "иные меры уголовно-правового воздействия", в которой закрепляются положения о конфискации имущества (статьи 104.1 - 104.3 Уголовного кодекса Российской Федерации). По решению суда конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения преступления либо используемое или предназначенное для финансирования терроризма, организованной преступной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества или преступления, а также орудия, оборудование и иные средства совершения преступления.
Законопроектом приводятся в соответствие положения Федерального закона "О противодействии терроризму" и положения Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания уголовной ответственности за террористический акт и вовлечение в совершение преступлений, иное содействие их совершению, а равно за финансирование терроризма (новая редакция статей 205 и 205-1).
Кроме того, в Уголовный кодекс Российской Федерации вносятся изменения (статья 205-2), предусматривающие установление уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению терроризма и публичное оправдание терроризма, что также напрямую связано с требованиями Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и "антитеррористическими" резолюциями Совета Безопасности ООН.
В целом представленный законопроект направлен на совершенствование правовых норм по противодействию террористическим проявлениям и реализует современные потребности в данной сфере. Представляется целесообразным поддержать концепцию данного проекта федерального закона. Вместе с тем, отдельные предлагаемые законопроектом нормы требуют юридико-технической доработки, что может быть реализовано в процессе подготовки его ко второму чтению.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по безопасности рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 282601-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму".
Председатель Комитета |
В.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.