Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В настоящее время в Российской Федерации большое значение придается соблюдению прав человека, в том числе в сфере уголовно-правовых отношений. В действующем законодательстве четко изложен порядок рассмотрения заявлений сообщений граждан о преступлениях. Однако в некоторых стадиях возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела, осуществления процессуального контроля за принятием вышеуказанных решений, имеется ряд неурегулированных вопросов. Так, если возбуждение уголовного дела без согласования с органами прокуратуры невозможно, что является дополнительной гарантией соблюдения прав человека, то принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела непосредственного участия прокурора не требует. Изучение прокурором материалов об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке надзора на предмет анализа обоснованности принятого решения не обеспечивает своевременной защиты прав гражданина, в отношении которого совершено противоправное деяние, содержащее признаки состава преступления.
С целью обеспечения законности при разрешении заявлений о преступлениях в мае 2005 года Генеральным прокурором Российской Федерации и Министром внутренних дел Российской Федерации подписан совместный приказ N 18/350, предусматривающий утверждение решения об отказе в возбуждении уголовного дела надзирающим прокурором. Вместе с тем, указанный документ изменяет порядок, существующий в УПК Российской Федерации, и не является обязательным для исполнения другими органами дознания (ФСКН, ГПС, судебные приставы и др.). В результате этого имеет место неравенство прав граждан при возникновении уголовно-правовых отношений с участием различных органов дознания.
На основании вышеизложенного, предлагаем внести изменения в статьи 37 и 148 УПК Российской Федерации, предусматривающие предоставление права прокурору на утверждение решения об отказе в возбуждении уголовного дела и возлагающие, в связи с этим, определенные обязанности на следователя, орган дознания и дознавателя.
Редакция части пятой статьи 148 УПК Российской Федерации в законодательном порядке закрепляет право обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Предлагаемая редакция части шестой статьи 148 УПК Российской Федерации устанавливает конкретный срок проведения дополнительной проверки при ее назначении прокурором в связи с признанием отказа в возбуждении уголовного дела необоснованным, так как в действующем уголовно-процессуальном законодательстве данный процесс не изложен.
Внесение вышеуказанных изменений позволило бы решить проблему необоснованного и незаконного отказа в возбуждении уголовных дел и упорядочить проведение дополнительных проверок по данным вопросам.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует расходов федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, не потребует передачи финансовых ресурсов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.