Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 15 мая 2006 г.
по проекту федерального закона N 260986-4 "О внесении изменений в статьи 37 и 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект федерального закона N 260986-4 "О внесении изменений в статьи 37 и 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Пензенской области.
Законопроект направлен на изменение порядка принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, предусмотренного статьей 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, и устанавливает необходимость утверждения прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем, органом дознания или дознавателем.
По мнению авторов законопроекта, такие изменения восполнят названный пробел в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации и усилят прокурорский надзор за законностью и обоснованностью указанного процессуального решения. Однако с изложенным аргументом вряд ли можно согласиться. Как представляется, положения статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следует рассматривать в единстве с другими нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, часть четвертая статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обязывает следователя, органа дознания или дознавателя направлять копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения заявителю и прокурору. При этом заявителю должно быть разъяснено право обжалования этого постановления и порядок обжалования.
Кроме того, часть пятая статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прямо указывает, что отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору и в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Причем, согласно статье 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, обжаловать соответствующее процессуальное решение, в том числе и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вправе любой участник уголовного судопроизводства, а также иное лицо (например, заявитель), в той части, в которой принимаемое процессуальное решение затрагивает его интересы.
И, наконец, в части шестой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержится положение, предоставляющее прокурору в случае признания отказа в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным право отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело или возвратить материалы для дополнительной проверки.
Таким образом, имеющиеся в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации меры вполне достаточны для осуществления прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия в части отказа в возбуждении уголовного дела. Поэтому предложение авторов законопроекта об утверждении прокурором решения об отказе в возбуждении уголовного дела представляется излишним.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона 260986-4 "О внесении изменений в статьи 37 и 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" отклонить.
Председатель |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.