Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по безопасности от 18 мая 2006 г. N 75/4
на проект федерального закона N 260986-4 "О внесении изменений в статьи 37 и 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (внесен Законодательным Собранием Пензенской области)
Комитет по безопасности, рассмотрев проект указанного федерального закона, имеет следующие замечания концептуального и юридического характера.
Законодательное Собрание Пензенской области предлагает внести изменения в статьи 37 и 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающие необходимость утверждения прокурором постановления органа дознания, дознавателя и следователя об отказе в возбуждении уголовного дела. По идее разработчиков данный законопроект призван обеспечить принятие оперативных мер прокурорского реагирования по защите прав граждан, в отношении которых совершено противоправное деяние, содержащее признаки состава уголовного преступления.
Следует отметить, что ныне действующая редакция указанных статей в нормативно-правовом единстве с другими нормами УПК РФ обязывает прокурора, осуществляющего надзор в ходе досудебного производства по уголовному делу, проверять исполнение требований норм федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, в том числе при отказе в возбуждении уголовного дела (часть шестая статьи 148 УПК РФ).
В случае принятия предлагаемых авторами законопроекта изменений, надзирающий прокурор сам становится участником принятия процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела и обжалование такого решения будет возможно только вышестоящему прокурору, что в принципе исключает функцию прокурорского надзора из полномочий нижестоящих прокуроров, непосредственно контролирующих данную процессуальную деятельность органов дознания и предварительного следствия.
Полагаем, что имеющиеся в уголовно-процессуальном законодательстве меры по осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью в части касающейся разрешения сообщений о преступлении, и для своевременной защиты прав граждан, самодостаточны, а именно:
часть четвертая статьи 148 УПК РФ:
предусматривает направление копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения и прокурору, и заявителю (при этом ему разъясняются его право и порядок обжалования этого постановления);
статья 123 УПК РФ:
обжаловать соответствующее постановление вправе заявитель, пострадавший, лицо, в отношении которого решался вопрос о возбуждении уголовного дела, а также любое иное лицо, чьи интересы были затронуты вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
часть пятая статьи 148 УПК РФ:
отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ;
часть шестая статьи 148 УПК РФ:
прокурор, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, может отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело либо возвратить материалы для дополнительной проверки;
статья 125 УПК РФ:
предусматривает судебный порядок рассмотрения жалоб (при этом в соответствии с частью седьмой статьи 148 УПК РФ, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя);
процессуальные действия прокурора:
в зависимости от того, что ему предписано судьей, прокурор обязан отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело либо возвратить материалы для дополнительной проверки и по результатам дополнительной проверки вновь решить вопрос о наличии оснований к отказу или к возбуждению уголовного дела.
В связи с изложенным Комитет по безопасности не поддерживает концепцию данного законопроекта.
Председатель |
В.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.