Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы судоустройства находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "к" и "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации находятся вопросы административного и административно-процессуального законодательства, а также кадры судебных органов.
В соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета.
В соответствии со статьями 9-10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи являются федеральными государственными служащими и финансирование мировых судей производится из федерального бюджета. Финансирование аппарата судов, материально-техническое обеспечение должно производиться из бюджета субъекта Российской Федерации, а сотрудники аппарата мировых судов должны быть внесены в Реестр государственных служащих субъекта Российской Федерации. Выделение аппарата мирового суда из федеральной государственной службы в государственную службу субъекта Российской Федерации создает ряд проблем, которые оказывают негативное влияние на нормальное функционирование системы мирового судопроизводства.
В соответствии с пунктом 7 и пунктом 11 статьи 14 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" управление (отдел) Судебного департамента обеспечивает районные суды материально-техническими и транспортными средствами, организует строительство зданий, их ремонт и техническое оснащение, а также осуществляет иные меры по обеспечению деятельности районных судов. Выделение аппарата мировых судей из общей судебной системы федерального подчинения вызывает необходимость создания в каждом субъекте параллельного государственного органа, в компетенцию которого входит материально-техническое и иное обеспечение аппарата мировых судей.
Таким образом, единый орган - мировой суд, выполняющий закрепленные законодательством функции и задачи, разделился на две самостоятельные юридические единицы - мировых судей, входящих в компетенцию Российской Федерации и финансируемых из федерального бюджета, и аппарат мировых судей, который финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации.
Данное разделение не является фактором, способствующим улучшению работы мирового суда, напротив вызывает нежелательные последствия и внутренние конфликты.
Мировые судьи, работающие в соседних районах Курганской области фактически по разному обеспечены помещениями, копировальной и компьютерной техникой, из-за дефицита областного бюджета плохо финансируется аппарат мировых судей, не имеется возможности для введения должностей помощников мировых судей. Ясно, что из-за этого страдают прежде всего граждане - истцы и ответчики, вынужденные часами выстаивать в очередях в маленьких, душных, некондиционируемых помещениях. И такие проблемы характерны для всех дотационных субъектов.
Предлагаем внести изменение в статьи 9 - 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и статью 20.1. Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", и отнести всю систему мирового судопроизводства к федеральному уровню с соответствующим финансовым и материально-техническим обеспечением из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и введение в действие предлагаемого проекта Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета в сумме: 2570736 тыс. рублей.
В настоящее время в России 6558 судебных участков, при этом в Курганской области расходы на одного мирового судью слагаются из следующего:
1) зарплата секретаря судебного заседания - 4,3 тыс. рублей в месяц, в год вместе с единым социальным налогом, данные расходы составят 65 тыс. рублей;
2) зарплата секретаря судебного участка - 5,1 тыс. рублей в месяц, в год вместе с единым социальным налогом, данные расходы составят 77 тыс. рублей;
3) расходы на обеспечение деятельности мирового судьи в течение года - 250 тыс. рублей, в том числе: оплата услуг связи - 111,2 тыс. рублей, расходные материалы - 38,3 тыс. рублей, охрана - 51,2 тыс. рублей, аренда - 41,8 тыс. рублей, оплата коммунальных услуг - 7,5 тыс. рублей.
Таким образом, в среднем на одного мирового судью в год необходимо 392 тыс. рублей.
392 тыс. рублей х 6558 = 2570736 тыс. рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения действующих или принятия новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.