Заключение Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ
по конституционному законодательству и государственному строительству от 16 февраля 2006 г.
на проект федерального закона N 250844-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(по вопросу ответственности за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава)
внесен депутатом Государственной Думы Г.В. Гудковым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев законопроект, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает следующее.
Статьей 4 Федерального закона "О судебных приставах" установлено, что в зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов - исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.
Законопроект направлен на обеспечение служебной деятельности судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.
Статьей 11 Федерального закона "О судебных приставах" регламентированы обязанности и права судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов. Указанной статьей, в частности, предусмотрено, что судебный пристав, обеспечивающий установленный порядок деятельности суда:
поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;
предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;
осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю;
участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий.
Все указанные (и некоторые другие) полномочия связаны с правом судебного пристава, обеспечивающего установленный порядок деятельности судов, предъявлять требования к иным лицам.
В то же время действующая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает ответственности за неисполнение иными лицами законных требований судебного пристава, обеспечивающего установленный порядок деятельности суда, если его требования предъявлены вне суда (например, при его участии в исполнительных действиях). Не предусматривает действующая редакция Кодекса также права судебного пристава, обеспечивающего установленный порядок деятельности суда, осуществлять административное задержание - не только вне суда, но и в его помещениях.
Автор законопроекта предлагает восполнить существующий пробел в законодательстве, внеся соответствующие дополнения в статьи 17.8 и 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (предлагаемая автором новая редакция статьи 17.8 полностью включает в себя действующую редакцию указанной статьи - часть 2 предлагаемой редакции).
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию законопроекта.
Вместе с тем Комитет отмечает, что внесение предлагаемых изменений требует также изменений в статью 17.3 Кодекса, ибо иначе возникнет частичная конкуренция норм части 2 статьи 17.3 (устанавливающей ответственность за неисполнение законного распоряжения судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила) и предлагаемой нормой части 1 статьи 17.8.
Законопроект имеет погрешности редакционного характера, устранимые при его подготовке к процедуре второго чтения. Так, следует уточнить перечень источников официального опубликования закона (в законопроекте содержится избыточный их перечень).
На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 16 февраля 2006 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.